Неисправности: Накрылось сцепление, замена траверсы КПП и др.
Всем привет! Этим летом планировал заняться в отпуск сцеплением и заменить-таки KraftTech, доставшийся еще вместе с авто, на давно лежащее Valeo.
Но, где-то за неделю до планируемой даты, как назло, начался писк подшипника при выжиме и снижение оборотов, что намекало на его заклинивание. Пробовал смазать ВД-шкой через окошко вилки, но хватило это ненадолго, потом ушел зазор, начался жуткий скрежет, ну, и в конце концов передачи перестали включаться. Так, как машина нужна была уже на послезавтрашний день, а сервисов поблизости не было, то решил заменить его самостоятельно.
Заезжаем передним левым колесом на запаску.
Заранее вынимаем дно кулисы, откручиваем и снимаем пыльник вместе с рычагом КПП, саму "бороду" снимать не стал, так как у меня там разрезан ковролин и ничего больше не мешается чтоб двигать коробку. Затем, откручиваем два болта стартера (третьего снизу уже не было) и два верхних болта крепления колокола к двигателю. Места там мало, но гаечным ключом вполне можно подлезть, болты достаточно сорвать, а там уже можно рукой открутить.
Далее, отсоединяем кардан от хвостовика заднего моста, из полости опять вышло масло, эту гайку с преднатягом все никак не могу проверить. Откручиваем защиту над катализатором и снимаем опору с подвесным подшипником, отгибаем усики пыльника у "вертолета" и выдергиваем кардан из шлицевого соединения, затем откручиваем два нижних болта коробки и два болтика крышки картера сцепления, как это в книге называется (двух других болтов уже не было). Откручиваем рабочий цилиндр, а также тросик спидометра, там помогла длинная плоская отвертка, так как рукой сложно подлезть, еще надо снять хомут крепления приемной трубы к КПП, если он есть, конечно.
Затем, подставляем домкрат под конец коробки и откручиваем планку траверсы, приспускаем и далее необходимо расшатать коробку и сдвинуть ее назад, посадив "вертолет" на перемычку безопасности. Пришлось лечь на спину под двигатель и толкать ногами, сдвигаем и спереди кладем на приемную трубу, больше она никуда не денется. Кстати, трубу под капотом не откручивал, так как снимать коробку не предполагалось, главное, обеспечить достаточный проем между двигателем и колоколом, чтобы можно было заменить сцепление.
Сразу же заметил на дне колокола отвалившиеся лепестки корзины вместе с остатками пружины выжимного и масляный подтек переднего сальника КПП, а течет ли с двигателя не очень было заметно, венец маховика оказался в идеальном состоянии.
Далее, наживляем нижние болты крепления КПП и, проворачивая плоской отверткой за зубцы маховика, выкручиваем постепенно все шесть болтов крепления корзины, снимаем ее, ведомый, вилку, подшипник.
У корзины отсутствовали почти все лепестки и, судя по грязи на торцах облома у некоторых, отваливаться они начали уже давно, ведомый диск был в хорошем состоянии и даже не стерт до заклепок. Напомню, что при мне сцепа прошла около 75 тысяч, плюс прежний владелец на ней пару-тройку лет отъездил, то есть за сотку оно точно перевалило.
А вот маховик имел серьезный износ и требует замены или расточки, подшипник коленвала вращается без закусываний и люфта не заметно.
Подшипник у Крафттека полностью металлический и заедал при проворачивании, а в месте примыкания к лепесткам проело канавку, да и обойма эта внешняя болталась сильно. Диск корзины был почти в идеальном состоянии, вилка также оказалась почти без износа и даже не гнутая.
Потом, уже после вскрытия подшипника, оказалось, что разрушился металлический сепаратор, частицы металла спеклись и, попадая в зазоры, приводили к заклиниванию, следов смазки внутри не обнаружил, видимо ее давно уже не было, что и привело к таким последствиям.
Корзины и диски у обоих сцеп сильно похожи, только подшипник у второго пластиковый. Диск корзины у Валео из-за многолетнего ожидания замены немного подржавел, а новый ведомый диск на 1,5 мм толще старого оказался. Старый ведомый похоже повело, так как толщина неравномерна по окружности.
Старую вилку ставить не стал, так как была новая, опорный шар вилки не стал менять, так как износа не было, при установке было довольно сложно завести вилку под пружины, но при определенной сноровке все получилось. Заранее смазал шлицевое, кончик первичного вала и все места прикосновения на вилке ШРУСом.
Далее, поставил новую корзину с диском, вставил центрующую оправку, наживил болты и, аналогично проворачивая маховик, затянул в несколько приемов, проверяя оправку, чтоб выходила свободно. Думал заменить гравера на болтах, так как были подсевшие, а они оказывается несъемные, в следующий раз надо будет заменить болты на новые.
Затем, подставляем домкрат под колокол и домкратим его, чтобы первичный вал вышел в паралель с оправкой, вытаскиваем ее и, вставив отвертку в отверстия как направляющую, ногами заталкиваем коробку на место. Переставляем домкрат назад и наживляем гайки траверсы, стягиваем коробку в несколько приемов, прикручиваем стартер. Все болты предварительно смазал графиткой. На рабочем заменил порванный пыльник, который регулярно рвется из-за тупой конструкции, потом поставлю нивовский гофрированный. Также, заменил гайку на штоке.
Затем, вставляем кардан в шлицевое, подгибаем усики пыльника, прикручиваем подвесной, защиту, фланец хвостовика опять посадил на герметик, прикручиваем тросик указателя скорости к коробке и все остальное. После этого выставил зазор на вилке в 4 мм, на все про все ушло часов 7-8, думал что будет дольше, оказалось не так сложно, как изначально думалось.
Новое сцепление по сравнению с прежним начало выжиматься как пушинка, само начало выжима практически не чувствуется, по крайней мере поначалу и приходиться привыкать. Но, при таком зазоре при трогании схватывало почему-то в середине ближе к верху хода педали, что было неудобно, да и нагрузка на лепестки при этом повышена, поэтому увеличил зазор до 7-8 мм чтобы схватывало примерно с 1/3 хода, передачи при этом втыкаются без проблем. Возможно, это такая особенность сцепления, или после притирки зазор встанет как надо, как притрется потом еще раз проверю.
Также, заметил, что при трогании и переключении на вторую передачу есть секундная то ли вибрация, то ли пробуксовка, что, кстати, было и на старом сцеплении. Подушка коробки выглядела неважно, поэтому решил ее заменить, взял под маркой БРТ, но резина показалась какой-то уж слишком "жидкой", как желе, но все же решился ставить.
Подпираем коробку домкратом, чтоб не ушла вниз, откручиваем гайки крепления к коробке и планке, при снятии сразу отвалились пластины привулканизированные к резине, как она сама держалась - непонятно. При установке новой смазал болты пушсалом, чтоб не прикипали во втулках.
Но, и после замены ничего не поменялось, скорее всего вибрация идет из-за изношенного маховика и возможно его уже повело, так как зимой приходилось часто буксовать, да и сцепление подпаливал несколько раз. Поэтому решил до следующего лета пока поездить так, а там скинуть коробку и заменить, ну и сальники заодно, и подшипники посмотреть.
Также, в последствии решил поменять шланчик сцепления так как он был весь в трещинах, но не тут-то было - трубка, что идет от ГЦС намертво к нему прикипела, а нормально подлезть мешает адсорбер, который особо никуда не двинешь там, грани слизались, шланг при нагреве лопнул.
Пришлось искать новую трубку, которую в магазине не так-то и легко найти - на инжекторе она идет от нивы. А старая была родная еще.
Сначала прикрутил шланг к рабочему цилиндру и только затем к трубке, чтобы его потом не перекрутило. Поставил новую медную шайбу, предварительно прокалив горелкой, чтобы стала мягче. Резьбу смазал медной смазкой, внизу пушсалом, чтобы больше не закисло, у бачка трубку немного пришлось подогнуть, так как задевала.
Заменил тормозную жидкость с помощью насоса.
На днище смазал и залепил все соединения пушсалом и автопластилином, подвесной подшипник выглядел не очень, поэтому тоже, наверное, заменю потом, да и средню крестовину надо посмотреть.
По итогам, сцепление в общем-то нравится, нога устает поменьше, но вот вибрация конечно раздражает, однако, придется-таки потерпеть до следующего лета).
Итак, посчитаемся:
- Сцепление Valeo - 2300р
- Пружина выжимного подшипника (арт. 2101-1601188-008) - 20р
- Вилка сцепления (арт. 2101-1601200-00) - 290р
- Гайка штока сцепления (арт. 2101-1602524) - 50р
- Шланг сцепления БРТ (арт. 2101-1602590) - 389р
- Шайба D12 медная (арт. 0002599-609) - 11р
- Трубка сцепления инжектор (арт. 21214160260200) - 150р
- Подушка КПП 5-ступка БРТ (арт. 2107-1001045) - 280р
- Тормозная жидкость - 100р
Итого: 3590р
Подписывайтесь! Удачи на дорогах!
У тебя золотые руки автор. И много энергии. Тебе не жаль ее тратить именно на эту машину? Купи, я не знаю, хоть Волгу что ли. И так же ковыряй ее. Уже Машина все таки. Из Классики..... ну Шестерку, ну Тройку, ну Копейку хотя бы. Но не фольгированную Семерку же кризисных времен.