Часть 2. Французский роман.
Минуло два года и два месяца с того момента, как я решил связать свою жизнь с Ксарой, по-русски с Ксюшей. За этот период проехал я на ней 63 тысячи километров (с 139 по 202 тысячи) и вопреки надеждам многих нигде не встал, не заглох и не засел. Ни разу моя скромная француженка меня не подвела.
Но я ее продал. Продал при достаточно большом пробеге и возрасте, правда в очень неплохом состоянии и практически полной исправности. Не работало только автоматическое освещение салона при открывании дверей и вынимании ключа из замка зажигания. Все остальное включалось, нажималось, крутилось, поворачивалось, заводилось и двигалось. До сих пор вспоминаю Ксюшу только с улыбкой и ностальгией. В общем, продавать мне ее было очень тяжело, ведь я понимал, что среди новых машин за вменяемые деньги ничего подобного я уже не найду. Но что поделать? Селяви, как говорится.
Итак, что было сделано и приобретено за этот период?
После покупки в августе были поменяны ремни ГРМ и генератора с роликами, сайлентблоки передних рычагов, пыльник шруса, диски с колодками по кругу, заменил все возможные жидкости, свечи. Плюс ко всему этому докупил комплект оригинальных брызговиков. Отстой редкостный. Стыдно было за них даже деньги брать, отдал бесплатно чуваку с ситрофорума. Через месяц заклинило термостат. Заменил на оригинал. Почти сразу после покупки стал обращать внимание на то, что стрелка тахометра постоянно колеблется с небольшой амплитудой. Пару месяцев я ломал себе мозг, чистил дроссельную заслонку, проверял топливный насос, пока не вычитал на форуме, что для двигателей 1,6 это нормальная ситуация и забил. В общем, если у вас такая же проблема, вообще не парьтесь. Это ни на что не влияет.
Чуть позже стал замечать, что при заводе двигателя раздается характерный стук, идущий в такт работы стартера. Полгода я парился с этой проблемой, ездил к официалам, но эти «гении» лишь заменили мне нижнюю опору двигателя - ту, что самая дорогая. При ближайшем рассмотрении она оказалась абсолютно нормальной. Так и ездил, пока сам не обнаружил лопнувшую верхнюю подушку двигателя. После замены проблема исчезла.
К зиме приобрел комплект резины Continental WinterViking 2. Весьма ровненькая резина. Для города хороший вариант и, что самое приятное, совсем не шумная.
С наступлением холодов заметил, что не работает обогрев водительского зеркала. Новый зеркальный элемент на всем известном сайте стоил почти 100 баксов. Считаю, что покупать его за такие деньги это безумие. Начитавшись советов «колхозников» поставил отечественный обогрев – наклейка в виде греющих дорожек. В результате при включении обогрева «колхозное» зеркало стало нагреваться почти докрасна, а заднее стекло почти перестало отпотевать. Причина – меньшее сопротивление колхозного обогрева. Имейте это ввиду и не ведитесь на дешевизну данного решения. Проблему решил установкой испанского неоригинала за 10 баксов. Правда все равно пришлось колхозить, поскольку у неоригинала другой посадочный диаметр крепежа зеркального элемента. Но труд того стоил, получилось качественно и надежно.
Этой же зимой вентилятор охлаждения перестал включаться на первой скорости. Вердикт – замена обоих резисторов. Судя по расположению этих резисторов на лицевой панели корпуса вентилятора, в нашем климате это должна быть распространенная проблема. Будьте готовы к замене.
При морозах начала подвывать печка. На форуме проблема описана, и она не решается просто смазыванием втулки вращения крыльчатки. Вроде нужно немного подрезать саму крыльчатку, но я не стал этого делать. Просто смазал втулку моторным маслом для успокоения и поставил на место. В принципе, при прогреве салона свист исчезает минут через 10, а при включении рециркуляции даже быстрее.
Этой же зимой заменил ступичный подшипник. Поставил оригинал.
К лету приобрел комплект летней резины. Yokohama S-Drive. Очень не хотел покупать японскую резину, но покрышки Michelin Pilot Exalto, которые мне приглянулись, стоили космические 5 с половиной штук за колесо. В итоге взял Йошку по 3100 и не пожалел. За два летних сезона смог посвистеть резиной лишь дважды, целенаправленно вызвав занос в связке поворотов. Резина великолепная, причем как по сухому асфальту, так и в дождь. Очень был доволен. Всем советую.
Весной снова заменил пыльник шруса. Должен казать, что это слабое место приводов, следите за ними очень внимательно. То ли сами пыльники из такого жесткого материала, который постоянно трескается, то ли мне не везло, но к зиме левый шрус захрустел, и я попал-таки на привод.
К лету я решился на дорогостоящую замену сцепления, так как уже был слышен шелест выжимного и наблюдалась неприятная вибрация при разгоне. Комплект сцепления купил Valeo на всем известном сайте, о чем впоследствии пожалел. Valeo, который идет, кстати и в оригинале, мягковат, и при продолжительной езде в пробках во время трогания чувствуется небольшая вибрация педали сцепления. Не критично, но лучше все-таки взять немецкое Sachs. Помимо комплекта сцепления заменил тросик, вилку, тяги кулисы и втулки. Переключение стало очень четким, как на Фольксе, а педаль мягкой.
Вскоре нашел причину появления воды в багажнике – лопнул на сгибе шланг омывателя заднего стекла. Проблема известная и описана на форуме. Мной была решена при помощи изоленты. Кстати, очень рекомендую заменить абсолютно убогие струйные форсунки омывателя лобового стекла на веерные от Ситроен Саксо. Они абсолютно идентичны по креплениям и стоят 300 р. за комплект. Но результат превзойдет ваши ожидания. Это реально космос. Расход омывайки уменьшается раза в 2, и это я не утрирую.
В конце лета случилось очень неприятное для любого автовладельца событие. Вернувшись из отпуска, я обнаружил огромную царапину-вмятину на водительской стороне машины через всю дверь и заднюю боковину. В общем, почти половина машины. Благодаря усилиям моего друга инспектора ГИБДД виновник был найден и я получил страховое возмещение. Ксюша была отремонтирована и снова стала прежней и красивой. Правда не обошлось без ложки дегтя. Когда тупорылые маляры снимали подкрылок для прокраски порога, забыли поставить обратно пластиковую технологическую заглушку, которая крепит локер, прижимая его к торцу порога. В общем, к ноябрю месяцу коврики в салоне начали плавать, ибо вода с колеса закидывала воду в порог, а дальше все текло в салон. Секас с разбором половины салона для снятия настила пола и ежедневной сушкой тепловентилятором обшивки длился неделю. Так что следите за этим, особенно если учесть, что цена пластиковой заглушки всего 10 рублей.
Осенью заметил, что периодически идет просадка напряжения в бортовой сети. Сначала заменил аккумулятор - старый был аж 2003 года. Не помогло. Протестировал и заменил щетки генератора. Не помогло. Купил и заменил новую клемму на силовом кабеле. Не помогло. И только открутив и зачистив места контакта минусовых проводов к кузову, решил эту проблему. Контакты находятся в месте, куда легко попадаю пары реагентов и подвержены окислению.
Тогда же решил проблему самопроизвольного открывания центрального замка машины. Периодически приходил с утра к машине, которую вечером закрыл, а она стоит открытая. Проблема в проводке дверей. От времени лопается изоляция проводов и при образовании конденсата начинает коротить, в результате чего срабатывают активаторы. Лечится обычной изолентой.
В начале зимы сказались порванные пыльники привода - захрустел левый наружный шрус. Имейте ввиду, отдельно шрусы не продаются, только привод в сборе. Во всяком случае, ни по одному каталогу они официально не пробиваются. Единственная радость в том, что не обязательно покупать привод новый, можно заказать восстановленный оригинал, который обойдется в два раза дешевле. Его я и заказал, правда ждать пришлось месяц. Вместе с приводом заменил масло в коробке, сальник и ступичный подшипник. Еще через пару недель заменил тросики ручника – дофорсился на снежных парковках. А еще через пару недель стойку стабилизатора, опорные подшипники, передние диски с колодками, свечи и поменял термостат, снова поставив оригинал. Замененный год назад залип на большом круге. Плюс заменил тормозную жидкость, чтобы задние тормоза получше работали. Правда слесарь имбицил при прокачке сорвал штуцер на заднем левом цилиндре. Впоследствии это стоило мне больших проблем.
Как-то ехал спокойненько себе домой, шел снежок, дворники медленно очищали снег, и все было замечательно, пока щетки вдруг не упали к основанию стекла. Результат – замена трапеции. Поменять самому ничего не стоит. Главное быть аккуратным с пистонами, которые держат пластиковое жабо. Лучше запастись ими заранее, стоят копейки.
Весной заправил кондиционер, который к тому моменту помимо утечки фреона стал очень сильно вонять. Чистка его специальной пеной не особо помогла, и я забил, приучив себя терпеть иногда это неприятный запах.
Летом снова поменял тормозные диски, потому что установленные зимой повело. Во всяком случае, я так думал до тех пор, пока сам не решился поменять колодки. Проблема заключалась не в дисках, а в закисшем правом суппорте – он очень тяжело двигался. Не понимаю почему слесарь не мог мне этого сказать сразу при замене колодок и дисков. С таким суппортом я и продал машинку, предварительно указав покупателю на эту проблему. Зато смог сам удалить обломыш тупого слесаря из заднего суппорта. Секас был жестокий, продолжительный и грязный. Так что если вдруг захотите делать что-то подобное, хорошенько подумайте, а надо ли оно вам. Я щепетильный и тормозуху меняю каждые два года, поэтому для меня вопрос был принципиальным.
Под занавес владения Ксюшей сгорел вентилятор охлаждения двигателя. Пришлось заменить, так как ремонту он уже не подлежал. Вместе с вентилятором заменил термостат, поскольку он опять залип на большой круг. Поставил BEHR. Его работа мне понравилась больше, чем у французов. Вообще с термостатом у французов странная история. Не понимаю, почему такое простое устройство так легко выходит из строя.
Вот, собственно, и все основные поломки, которые у меня случились. Было еще много всяких мелочей, которые устранялись по причине моего перфекционизма и для многих покажутся необязательными. Много это или мало судить вам, но мне кажется, что это вполне обычные поломки, которые происходят на любом возрастном автомобиле независимо от марки.
Итак, почему же я все-таки ее продал? Как бы я не любил мою старушку, я понимал, что в недалеком будущем меня ждут действительно серьезные проблемы.
Первое, что меня волновало за весь период владения Ксюхой - это пресловутая задняя балка. Сколько ужасов про нее написано, не перечесть. Каждый раз, когда была возможность посмотреть на нее сзади, я приседал и смотрел на развал колес, а после подходил и с замиранием сердца качал филейную часть машинки. Но вопреки законам физики, колеса до последнего дня стояли нормально, как им и полагается - с небольшим развалом, а скрипов не было. Как я уж писал в предыдущем отзыве, заднюю подвеску я сразу решил не трогать, пока совсем не развалится, ибо не знал точную историю машины до меня. Но в одном я был уверен - так не могло продолжаться бесконечно. Рано или поздно балка должна была потребовать ремонта.
Вторая причина – коробка передач. Как я уже писал, при замене сцепления, мною были поменяны все тяги кулисы, втулки, вилка, тросик сцепления. Но по прошествии года передачи сначала стали включаться хуже, а потом при переключении появился отчетливый хруст. Я понял, что синхронизаторам хана. Поскольку в моем мастере, к которому ездил ранее я разочаровался, ремонтировать коробку за небольшие деньги мне оказалось негде.
В довесок начала потеть левая передняя стойка и загудел подшипник кондиционера.
В общем, при пробеге в 200 тысяч и осознании, что машине уже идет второй десяток, было принято решение, что пора прощаться.
Что можно сказать о машине теперь, когда я уже не владею Ксарой и могу быть объективным?
Эти два года я ездил и получал кайф. Ксюха открыла для меня понимание того, как должна ехать машина. Делая крутой поворот, ты знаешь, что войдешь в него без проблем. Разгоняясь на КАД машина за счет своей формы и низкой посадки держится за дорогу как кошка. Чем выше скорость, тем устойчивее она стоит на прямой. И это не смотря на ее скромную массу. Разумеется, это касается летнего периода, когда машина обута в хорошую летнюю резину. Зимой я настоятельно не рекомендую гонять ни на какой машине. Скажу честно, один раз на прямом участке КАД разогнал машину до 200 км/ч. Думаю, еще 5 км/ч она смогла бы прибавить, но так ездить очень страшно. Порадовало, что на такой скорости не было ни вибраций, ни биений, только сильный аэродинамический шум. В общем, за свои деньги шасси у машинки просто отличное.
Стоит отметить связку механической коробки и двигателя 1,6 (109 л.с.). Она очень удачная. Скажу честно, на моей новой Астре такая же пара мне нравится меньше. Машина нигде не позволяет чувствовать себя овощем. А благодаря дружелюбным к водителю экологическим настройкам двигателя по евро 3, отзывы на газ очень честные. Передаточные числа коробки подобраны удачно как для города, так и для трассы.
Что касается двигателя, то масло я менял каждые 10 тысяч, доливая за этот период порядка 1 л родного Тоталя. На жоре масла я не заморачивался, считаю такой расход допустимым при таком возрасте и моей любви покрутить двигатель. Расход топлива радовал весь период владения. По трассе было без проблем выехать из 6 литров, при этом не зажимая себя в максимальной скорости. Я даже добивался паспортного расхода 5,7 литров на сотню. И это на десятилетнем движке с пробегом под 200 тысяч.
Тормоза на Ксаре мягкие и вполне информативны, особенно они стали таковыми после установки дисков и колодок ATE. Теперь эта марка для меня однозначно номер один.
В очередной раз спою оду наклону заднего стекла, которое не пачкается в сырую погоду, а при быстром движении даже во время дождя остается практически сухим. Очень круто! Та же Астра меня просто вымораживает постоянно грязным задним стеклом.
Отличная покраска и коррозионостойкость кузова. Колесные арки с облупившейся от оригинальных брызговиков краской, за два года так и не зацвели. Думаю, для большинства современных авто это недостижимо.
Машина реально очень ремонтопригодна. Все разговоры слесарей о сложности конструкции или неудачности технических решений – это только их непрофессионализм. От таких мастеров надо сразу бежать. Машина скомпонована и продумана намного лучше тех же современных опелей, фордов и современных французов.
А теперь о том, что не нравилось в машине.
В первую очередь это сиденья. Мягкие, с неправильной формой спинки. Поначалу после ВАЗ 2107 они были супер, но постепенно я стал понимать, что это далеко не так. А когда поездил на Опеле Астра, к своим сиденьям я так больше и не смог привыкнуть. Правда надо отдать должное очень хорошей боковой поддержке. Она намного лучше, чем в Астре. Регулировка угла наклона спинки сиденья ступенчатая, что тоже неудобно, поскольку шаг достаточно большой. И самое неприятное, что сиденья нельзя опустить горизонтально. Так что развалиться и поспать на водительском сиденье не получится. Также великоват диаметр руля. Машинка по-спортивному низкая и хочется его опустить пониже, но в результате он ложится прямо на колени. Вообще со временем я понял, что эргономика не самая лучшая и в сравнении с немецкими одноклассниками Ксара им проигрывает.
Машина, несмотря на удачную аэродинамику заднего стекла, все-таки грязнуля. Боковые стекла пачкаются быстро. В результате зимой польза от больших зеркал заднего вида сводится на нет.
Головной свет в сравнении с одноклассниками объективно слаб. Хотя лично у моей модели было одно очевидное преимущество – расположение противотуманки в главной фаре. Это гениально решение, которое почему-то не применяется сейчас. Кстати, лампочки в фаре менять не особенно сложно. Места маловато и надо приноровиться, но я делал это сам без особых проблем.
На моей машине была жестка подвеска. Но самое неприятное другое. Если в повороте машина попадает на неровности или стык эстакады, заднюю ось сбрасывает с траектории сантиметров на 10-20. Это происходит и на летней, и на зимней резине. К слову, на Астре я это заметил только на зимней резине Гиславед, которая имеет очень мягкую боковину.
Но самый большой недостаток Ксары - это дороговизна запчастей. Если всякие неоригинальные железки типа шаровых, ступичных или колодок достаточно дешевые, то оригинальные пластиковые и электрические запчасти стоят просто неадекватно.
Вот, наверное, и все моменты эксплуатации, на которые я хотел обратить внимание настоящих и будущих владельцев. Не судите строго за такое длинное повествование, просто было о чем написать за 2 года эксплуатации.
Машина однозначно стоит своих денег, и даже немного больше, чем ее нынешняя рыночная цена в России. Совет покупателю очень стандартный – ищите как можно более свежий экземпляр. А если у вас руки растут откуда надо, то обслуживание Ксары не доставит вам никаких проблем. Это очень собранный, качественный и правильный агрегат, при этом не обделенный французским шармом, который не оставит вас равнодушными.
Желаю всем безаварийной езды и уважения на дорогах. Спасибо!
Совет автора покупателям Citroen Xsara Coupe 1.6i 16V 2000 г
Искать свежий экземпляр с обязательной диагностикой у специалистов по французам.
Достоинства:
- Управляемость
Недостатки:
- Возраст





А я бы другой совет дал.
Если брать француза, то только новым! Потому что вложения в б.у француза неоправданы. С таким пробегом это уже не жилец.