Водителю - штрафную Впервые "РГ" сообщает о возможных новых штрафах и наказаниях для водителей Владимир Баршев, Владимир Федосенко Дата публикации 22 марта 2006 г.
На рассмотрение Госдумы внесены поправки в Административный кодекс, резко ужесточающие наказание за нарушение дорожных правил.
Впервые профильный комитет предоставил "Российской газете" полный перечень предлагаемых штрафов и наказаний для водителей.
Общая концепция - резкое увеличение сумм. Если сейчас минимальный штраф - 0,5 МРОТ,то есть 50 рублей, то поправки увеличат этот минимум вшестеро - до 300 рублей. А максимум штраф повышен до двух с половиной тысяч рублей. Увеличивается и число статей, по которым предусмотрено лишение прав.
Серьезные новации не только меняют суммы прописью. Теперь автовладелец будет отвечать за все, что случилось с его машиной на дороге, даже если его не было за рулем. Это положение не распространяется только на угнанные машины.
Вторая новация - это введение баллов и ответственности за систематическое нарушение правил. Баллы будут присваиваться только за грубые нарушения. То есть за те, за которые предусматривается лишение права управления. А таких статей в предлагаемой редакции аж 23. Если нарушителю удастся набрать за год 10 баллов, он лишится прав на два года.
Авторы поправок предлагают их широкое обсуждение. Ниже мы печатаем выдержки из этого документа.
Прямая речь
Александр Харитонов, зампред Комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству:
- Основная цель законопроекта - приведение положений КоАП в соответствие с международными нормами и усиление ответственности за проступки водителей. В то же время с учетом принципа презумпции невиновности поправки, в частности, устанавливают, что автомобилист может быть признан нарушителем на основании составленных работниками ГИБДД документов, а также с помощью технических средств - видеосъемок, фотографий и даже звукозаписи. На практике зачастую возникают ситуации, когда нарушение фиксируется, автомобиль скрывается с места происшествия, а владелец доказывает свое алиби. Оказывается, в момент нарушения автомобилем управлял кто-то по доверенности. И наказать его пока практически невозможно. По предлагаемым поправкам теперь ответственность будут нести и автовладелец, и тот, кто фактически нарушил правила.
Поправки также предлагают за управление автомобилем без номеров штрафовать на две с половиной тысячи рублей (25 МРОТ), либо лишать прав на срок от 1 до 3 месяцев. А если водитель пьян и к тому же не имеет прав - наказывать арестом на 15 суток. Если будет установлено, что шофер неправильно повернул или развернулся - штрафовать его на 300 рублей. Предлагается строго наказывать водителей, выехавших на полосу встречного движения, - штрафовать на две с половиной тысячи рублей. А если автомобилист попытается перестроиться при интенсивном движении - заплатит тысячу рублей. Причем все предлагаемые поправки не отменяют уже имеющиеся в законе меры наказания.
Уже сложился правовой нигилизм определенной части водителей. Такой "пофигизм" на дороге приводит к убийственным авариям. Ответственность за систематическое нарушение правил дорожного движения установлена в большинстве зарубежных стран - Великобритании, Франции, Швеции, Канаде, ФРГ, США, Японии. Поэтому предлагается усилить наказание лихачам-рецидивистам. Для этого вводится бальная система нарушений.
Какие санкции в Административном кодексе нам предлагают
Ст. 12.1. ч. 2. Управление транспортным средством, не прошедшим гостехосмотра штраф 5 МРОТ
ч. 3. Управление транспортным средством, эксплуатация которого запрещена штраф 10-15 МРОТ
Ст. 12.2. ч. 2. Управление транспортным средством без государственного регистрационного знака (знаков), а равно с отсутствующими в пределах видимости, определяемых госстандартом, государственным регистрационным знаком (знаками) штраф 25 МРОТ или лишение 1-3 мес.
Ст. 12.3. ч.1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, талона о прохождении государственного технического осмотра, страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца предупреждение или штраф 3 МРОТ
Ст. 12.5. ч. 3 Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, тип и (или) режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения лишение 6-12 мес. с конфискац. 2 балла
ч. 4. Управление транспортным средством, на котором без соответствующего разрешения установлены устройства для подачи специальных световых или звуковых сигналов, а равно установлены аналогичные устройства для подачи сигналов, не являющихся специальными световыми или звуковыми сигналами (за исключением охранной сигнализации лишение 1-1,5 года, конфискац. 3 балла
ч. 5. Использование при движении транспортного средства устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов, установленных без соответствующего разрешения, а равно установлены аналогичные устройства для подачи сигналов, не являющихся специальными световыми или звуковыми сигналами лишение 1,5-2 года, конфискац. 4 балла
Ст. 12.7. ч. 1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) штраф 25 МРОТ или адм. арест до 15 сут., 4 балла
ч. 2. Управление транспортным средством водителем, лишенным права управления транспортным средством лишение 1,5-2 г. или адм. арест до 15 сут., 4 балла
ч. 3. Передача управления транспортным средством лицу, заведомо не имеющему права управления транспортным средством (за исключением учебной езды) или лишенному такого права штраф 25 МРОТ
Ст. 12.8. ч. 1. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения лишение 1,5-2 года, 4 балла
ч. 2. Передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения лишение 1,5-2 года, 4 балла
ч. 3. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортным средством, либо лишенным права управления транспортным средством адм. арест до 15 сут. 8 баллов
Ст. 12.9. ч. 1. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 10 до 20 километров в час предупреждение, штраф 3 МРОТ
ч. 2. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 20 до 40 километров в час штраф 5 МРОТ
ч. 3. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину от 40 до 60 километров в час штраф 10-15 МРОТ или лишение 1-1,5 г. 3 балла
ч. 4. Превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 60 километров в час штраф 20-25 МРОТ или лишение 1,5-2 г. 4 балла
Ст. 12.10. ч. 1. Пересечение железнодорожного пути вне железнодорожного переезда, выезд на железнодорожный переезд при закрытом или закрывающемся шлагбауме либо при запрещающем сигнале светофора или дежурного по переезду, а равно остановка или стоянка на железнодорожном переезде штраф 20-25 МРОТ или лишение 1,5-2 г. 4 балла
Ст. 12.12. Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика штраф 10-15 МРОТ или лишение 1-1, 5 г. 3 балла
Ст. 12.15. ч. 3. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам или тротуарам в нарушение Правил дорожного движения штраф 10 МРОТ или лишение 1 г. 2 балла
ч. 4. Нарушение Правил дорожного движения, связанное с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения штраф 20-25 МРОТ или лишение 1,5-2 г. 4 балла
Ст. 12.17. ч. 2. Непредоставление преимущества в движении транспортному средству, имеющему нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, надписи и обозначения, с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом штраф 20-25 МРОТ или лишение 1,5-2 г. 4 балла
Ст. 12.21. ч. 2. Нарушение правил перевозки опасных, крупногабаритных или тяжеловесных грузов на водителей штраф 10-15 МРОТ или лишение 1-1,5 г.; на должн. - штраф 100-150 МРОТ, на юрид. - 4000-5000 МРОТ, 3 балла
Ст. 12.24. ч. 1. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего штраф 10-15 МРОТ или лишение 1-1,5 г. 3 балла
ч. 2. Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение средней тяжести вреда здоровью потерпевшего штраф 20-25 МРОТ или лишение 1,5-2 г. 4 балла
Ст. 12.25. ч. 2. Невыполнение законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства штраф 20-25 МРОТ или лишение 1,5-2 г. или адм. арест до 15 сут. 4 балла
Ст. 12.26. Невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лишение 1,5-2 года 4 балла
Ст.12.27. ч. 1. Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, в связи с дорожно-транспортным происшествием, участником которого он является, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи штраф 10 МРОТ
ч. 2. Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся лишение 1-1,5 г. или адм. арест 15 с. 3 балла
ч. 3. Невыполнение требования Правил дорожного движения о запрещении водителю употреблять алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования лишение 1,5-2 г. 4 балла
Ст. 12.38 Систематическое нарушение водителями правил дорожного движения, то есть совершение ими в течение года нескольких (двух и более) нарушений, предусмотренных главой 12 настоящего Кодекса, которые в сумме оцениваются десятью и более баллами лишение 2 г. или арест до 15 сут.
Вообще-то МРОТ равен, кажется, 720 рублям. Но для штрафов он все еще исчисляется из старого показателя (100 рублей). Непонятно, зачем увеличивать штрафы, когда достаточно изменить размер штрафного МРОТ до официального. Мудрят наши законодатели...
ну вобщето вроде как в какойто непонятной пока перспективе мрот должны довести до прожиточного уровня а это считай три косяря... если будут с этого мрота считать то 20 км это фоббще финиш...еще вот что мне не понятно - они вводят и не так мало вариантов наказания гдн административный арест до 15 суток хотя в самом крфоап написано что арест является икслючительной мерой и мне кажется что получается по пдд будет такиз мер немерено пардон за тафтологию...
Самое Обидное, что все может прийти к тому что было 10 - 15 лет назад, когда едишь не нарушая правил, останавливает гаец, пол часа роется что нибудь придумывает, и полубому ты ему должен дать денег. А гайцы с..и А6 свои попродают и купят наверное майбахи. Кстати никто не пробовал в гаи устроится? Туда берут только по блату!
А вот у меня есть интересная мысль: Все прекрасно знаем сколько дыр в административном законодательстве,и на сколько низок уровень знаний у гаишников.Так вот если раньше я при нарушении спокойно соглашался со сторублевым штрафом,то сейчас при нарушении скоростного режима я подумаю что может быть стоит написать в протоколе несогласен?Все равно доказать не смогут. Предполагаю что у мировых судей начнутся черные деньки.
Вопрос к знающим Закон. В протоколе о норушении ПДД скольких Гайцев (в штуках человек) нужно подписи. Один знакомый сказал что раньше выигрывал у них в 90 из 100 т.к. Гайцы подписывались в протоколе один или два ,а по закону надо не мене трёх .Но он не ездит уже лет 6 как сейчас с этим пунктом. Ведь в не менее чем 70% случаев их по двое , т.е. если действует до сих пор это правило то можно легко отбрехаться потом от чего угодно.Если можно ,да и нужно, с сылкой на нормативный акт.
Вопрос к знающим Закон. В протоколе о норушении ПДД скольких Гайцев (в штуках человек) нужно подписи. Один знакомый сказал что раньше выигрывал у них в 90 из 100 т.к. Гайцы подписывались в протоколе один или два ,а по закону надо не мене трёх .Но он не ездит уже лет 6 как сейчас с этим пунктом. Ведь в не менее чем 70% случаев их по двое , т.е. если действует до сих пор это правило то можно легко отбрехаться потом от чего угодно.Если можно ,да и нужно, с сылкой на нормативный акт.
мне кажется что должен быть один гаец состовитель протокола и два понятых... на 100%% правда не уверен...
Статья 28.2. Протокол об административном правонарушении
1. О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 настоящего Кодекса. 2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. 3. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе. 4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. 5. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. 6. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)
Знаю тему про свидетелей. Когда жёсткое нарушение в протокол свидетели вписываются, но некоторые дэпы для ускорения процесса уже известных личностей вписывают. За 2-ю сплошную дэп мне протокол выписал, а я в объяснении пишу время, что свидетеля этого не было и вообще нарушения небыло - права отдал. Но их ща вроде за протоколы начали драть - просто так не выкинешь. Когда НС можно на понт брать - если прошёл экспертизу и трезв инспектор тебе 500р должен. При жёстких нарушениях можно всегда писать несогласен, в таком случае на суд должен дэп прийти, что редкое происходит.
"Мы изменим проект, но все равно повысим штрафы" Дата публикации: 2006-05-12 15:13:08 Автор скандального проекта тотального ужесточения наказаний для водителей все-таки прислушался к критике правозащитников и решил внести коррективы в законопроект. Правда, концептуально он не изменится и сохранит свой репрессивный характер, об этом автор проекта депутат Госдумы Владимир Плигин рассказал в интервью «Газете.Ru».
– Первое чтение проекта было назначено на апрель, но его перенесли на июнь или даже на осеннюю сессию. Что произошло?
– Как я и предполагал, когда вносил проект изменений 12-й главы КоАП в Госдуму, он вызвал горячую дискуссию в СМИ и среди депутатов. В начале апреля мы провели парламентские слушанья и, внимательно изучив стенограмму, решили, что некоторые замечания вполне справедливые, и отправили проект разработчикам на доработку. Отредактированный вариант должен быть готов к 20 мая, тогда мы снова внесем его в Думу.
– Что именно будет изменено в проекте?
– Мы решили немного поработать над балльной системой. За езду в пьяном виде, конечно, так и останется 10 баллов, а за менее вредные нарушения (вредные с юридической точки зрения), например, за проезд на красный свет, баллы либо не будут начисляться совсем, либо их количество будет снижено. Но принцип балльной системы будет сохранен.
– А презумпцию невиновности восстановить не хотите?
– Над этим мы тоже думаем. С одной стороны, привлекать к ответственности владельца машины по фотографии с радара, когда настоящий нарушитель не установлен, неправильно, но с другой – так живут во всем мире. Наверное, нужно давать владельцу возможность доказать свою невиновность. Еще с эвакуацией нужно разобраться. В нашем проекте мы разрешаем эвакуацию неправильно припаркованных машин, потому что без этой меры невозможно справиться с пробками в крупных городах. Но то, как сейчас проводится эвакуация, совершенно неудобно для автомобилистов. Машины увозят слишком далеко, и при этом они не защищены от повреждений. Нужно законодательно прописать процедуру эвакуации, чтобы защитить автовладельцев и их машины.
– Штрафы вы по-прежнему хотите увеличить в 15 раз?
– Да. Концептуально закон не изменится. В нашей стране нужны адекватные штрафы за нарушения правил. А разве 50 рублей – это действенное наказание? Между прочим, в обществе уже произошел перелом. И если вначале на идею ужесточения наказаний для водителей негативно реагировали почти все, то сейчас уже больше людей, поддерживающих нас.
– Вы провели социологический опрос, как собирались?
– Нет пока. Но я сужу по публикациям в газетах, по тому, что говорят журналисты по телевизору и депутаты в Госдуме.
– Вы знаете, что в Госдуму был внесен законопроект, альтернативный вашему? Он тоже меняет автомобильную главу КоАП и ужесточает ответственность для водителей, но менее радикально. Вы знакомы с этим проектом?
– Я знаю об этом проекте, но сам его не читал. В Госдуме часто бывает, что разные депутаты вносят практически одинаковые законопроекты. Но подходить к коллегам и спрашивать, зачем вы это делаете, здесь не принято.
– В последнем интервью «Газете.Ru» вы сказали, что, возможно, будете разрабатывать закон, ужесточающий ответственность для гаишников за взятки, чтобы увеличенные штрафы не провоцировали рост коррупции. Уже начали?
– Я так сказал? Мне кажется, такой проект не нужен, потому что санкций и средств для борьбы с коррупцией в стране достаточно. Но это настолько повсеместное явление, что бороться с ним сложно. МВД проводит рейды против взяточников, ловит кого-то, но на общую ситуацию в стране это не влияет. Коррупция в России – это некое явление, которое невозможно уничтожить. Его нужно как-то уменьшить до разумных границ. Для этого нужно сократить штат ГАИ, повысить сотрудникам зарплаты, но это работа МВД, и законодатели тут не при чем. И, тем более, это не причина не повышать штрафы, ведь коррупция и безопасность на дорогах, по-моему, не связаны.
просто блеск - они даже уже не скрываются.... надо на них тогда натравить налоговую и начать с взяток удерживать налог на доходы....говорить что две проблемы не связаны просто глупо...если введут презумцию виновности так как это пока есть в этом законопроекте то блин чувствую много люда - увы из обеспеченых в основном - начнут лезть на них в плане того что презумция невиновности всетаки прописана в конституции!!! и в итоге думаю смогут добится оправдания своего... и пострадают в итоге малоимущие автолюбители... те которым расплатится на месте за пол цены штрафа будет выгодно...
Думаю, данное изменение действительно приведет лишь к увеличению дохода наших доблестных ментов, которые из-за своих отъеденных животов и так уже еле ходят. Ну их на*** ... блин.
Мудрят наши законодатели...