Путешествие: Путешествие на Кавказ, часть 1
Дамы и господа, добрый день!
Мое путешествие на Кавказ не было в полном смысле туристическим, поэтому для начала несколько слов предыстории.
У меня есть старый (правда моложе меня лет на 10))) друг Вадим. Он работает в Институте Географии РАН, занимается изучением опасных процессов в горах – лавин и селей. В рамках исследования этих процессов он раз в год с 2008 года организует экспедиции на Кавказ, в одни и те же места и изучает ежегодные изменения в лавиноопасных местах. Цель работы вполне прикладная: максимально приблизиться к достоверным прогнозам селей и лавин и точному определению мест их будущего возникновения.
Меня он приглашал в эти экспедиции давно, но раньше никогда не было столько свободного времени – надо иметь 2 – 3 недели, причем заранее точные сроки не известны: работа сильно зависит от погоды. В этом году наконец все звезды сошлись и я согласился ехать, причем на машине, что значительно упрощало задачу. Раньше он перемещался с помощью общественного транспорта и договаривался с местными там, транспорт не ходит. Позже мы решили взять с собой моего сына Сашу, 16 лет.
Заранее были заказаны пропуска на нас и на машину в погранзону на границе с Грузией в Кабардино-Балкарии.
Первоначальный план был такой: сначала едем в Кабардино-Балкарию, там основная часть работы - организуем лагерь около погранзаставы и делаем ежедневные радиальные вылазки по нужным местам. Потом едем через Нальчик в Пятигорск на отдых дня 2 – 3. Останавливаемся в гостинице, осматриваем курортные города Кавказских Минеральных вод. Затем последняя часть в Теберду на Домбай в Тебердинский Государственный биосферный заповедник, там работы на 1 – 2 дня, после беглый осмотр местных достопримечательностей. Потом домой.
Погода внесла в наш план существенные изменения, дорогу к погранзаставе размыло дождями и селевыми потоками, в результате нам пришлось прямо по пути изменить маршрут и поехать сначала в Теберду.
Из Москвы ехали по М4, проехали Воронеж, Ростов, потом свернули на трассу Р-217 "Кавказ", доехали до города Тихорецка. Прямо по дороге забронировали через Букинкг-ком гостиницу и там переночевали. Гостиница доброго слова не стоит, если только на одну ночь. Стоимость 1500 руб. за 3-местный номер.
Дорога до Воронежа была довольно свободная, очередей на пунктах оплаты не было, пробок тоже. Зато потом, между Воронежем и Ростовом началось, то ремонт, то авария и везде пробки... Одна пробка закончилась у места крупной аварии, несколько машин разбито, и поперек дороги сильно изувеченная и спереди и сзади Рено Символ, разбросанные по дороге вещи и трупы. Настроение упало, стали посещать философские мысли... Поток заметно замедлился – видимо не только нас эта картина впечатлила... Пробег за день составил около 1300 км. Расход бензина 8,4. Заправлялись 95-м 2 раза на разных брендовых заправках.
Утром поехали в Теберду. Заправились 95-м на крупной заправке ЛУКойл, после чего машина заметно потеряла в резвости и стабильности холостого хода((. Далее, в тех краях только 92.
Дорога красивая, машин не много, встречались забавные сюжеты.
В Теберду приехали в середине дня, остановились в гостинице при заповеднике. Вечером погуляли по парку и зашли в местный бесплатный зоопарк, где представлены в основном животные, живущие в окрестностях. Зоопарк оказался интереснее, чем мы предполагали, многие животные содержатся в огромных вольерах, почти как на воле.
На левом фото медведь готовится добыть на лету лакомство - абрикос. На правом благодарит за угощение. Внимательный читатель может на правом фото на бетонном парапете заметить также осколки косточки, которую медведь аккуратно разгрыз, чтобы орешек не пропал)))
На следующее утро мы поехали в Домбай. Заповедник помог нам с бесплатным подъемом на склон на горнолыжных подъемниках (летняя цена нескромная – по 1080 руб. с человека туда-обратно на все 3 уровня), также нам сделали пропуск на машину, позволяющий свободно и бесплатно перемещаться по всем объектам заповедника.
На лыжах я не катаюсь, но горы люблю. Сказать, что подъем оставил приятное впечатление – ничего не сказать. Это восторг.
Эти 2 фотографии сняты на высоте чуть больше 3000 м с интервалом в 15 минут...
На следующий день мы посетили Сентинский православный храм 11 века, построенный в горах.
Впечатляющее сооружение и, к огромному сожалению, заброшенное и охраняемое государством только в теории. Безусловно, христианский храм в мусульманском регионе местным властям ни к чему, они его особо и не сохраняют, но, как мне кажется, федеральные власти вполне могли бы его привести в порядок и охранять. Например, вместо того, чтобы мостить тротуары в Москве или спорить о принадлежности Исаакиевского собора в Питере. Да и РПЦ могла бы поучаствовать... Но пока, увы, храм держится только за счет своего величия и запаса прочности, заложенного 1000 лет назад.
Сюда, почти до самого храма ведет приличная дорога и можно подъехать на машине. Пешком остается пройти метров 500 всего.
Следующий день мы посвятили поездке на горное озеро Туманлы-Кёль. Там нам помог пропуск от заповедника – на Военно-Сухумскую дорогу пропустили бесплатно.
Озеро красивое, вода чистая, прохладная, но купаться можно.
На обратном пути решили заехать на "Поляну нарзанов". Дорога туда ведет сложная – торчат камни разного размера, плюс приличные уклоны, ездят туда на нормальных джипах и УАЗах. На КПП нас пытались отговорить от поездки – сказали – не доедете... Но мы чуть приподнялись и проехали без потерь, к огромному удивлению местных водителей и охранников.
Отсюда вытекает местный нарзан. Уже газированный))) Вкусный, но долго в бутылке не хранится, выпадает осадок, вода мутнеет.
Спасибо за внимание. Продолжение следует.
Здорово! Спасибо за отчет! Очень люблю горы! )