Выбор и покупка: Первый блин ромбом
Когда я был ещё подростком, пределом моих мечтаний был Mercedes Benz W140, а самым ярким водительским опытом - пара километров на реэкспортной ВАЗ 21093, случилось мне почитывать интересных людей. Рёль, Аалтонен, Смит, Лампреди...кто-то из них ограничивался лаконичными и даже скупыми интервью, иной писал обстоятельные практические статьи, а самые плодовитые родили целые книги. И уж не помню кто их них, кажется Рёль, стал первым, от кого я узнал истину: первый автомобиль - не совсем твой автомобиль. И с годами собственный опыт только подтверждал этот тезис. С некоторых пор, когда меня просили помочь с выбором первой машины, я обычно советовал вообще не заморачиваться с марками, классами и типоразмерами и сосредоточиться на трёх критериях:
- Автомобиль должен нравится (причём не так глазам, как заднице: он должен быть удобен и эргономика/геометрия посадки не должны напрягать);
- Он должен соответсвовать задачам (глупо покупать двухместное купе для развоза товаров, рамный внедорожник для поездок по городу или восьмиместный минивен для оттачивания навыков скоростной езды);
- И, наконец, эксплуатация транспортного средства не должна быть брешью для бюджета, и вопрос здесь не только в расходе топлива, но и, скажем, налоге (в зависимости от страны проживания), стоимости комплекта сезонных шин хотя бы среднего уровня, ТО, ну и прочих расходов от замены деталей подвески и тормозов до...тут много вариантов. Включая ликвидность при последующей продаже.
И только поднакопив претензий к первому автомобилю за год-другой эксплуатации, человек уже, как правило, понимал, чего он хочет, а чего нет - и приобретал то транспортное средство, которое действительно хотел и которое, что важнее, ему действительно было нужно.
Зачем здесь в который раз повторять прописные истины? - ну да потому что не для всех они таковы, как оказалось. И речь здесь не только и не так о банальном отсутствии опыта, как о стереотипах, предвзятости и тупом желании навязать своё мнение. Единственно правильное, конечно. Впрочем, довольно прелюдий, переходим к сути.
Пасхальные праздники - традиционно повод собраться всей роднёй, пожарить шашлыки и пообщаться не впопыхах. Но в этот раз,едва заехав во двор, сложно было не заметить кислую мину в теории счастливого обладателя буквально вчера купленного автомобиля. На вопрос,что же произошло, молодой человек указал на машину и рассказал довольно типичную историю: когда автомобиль надо было искать, желающих помочь новичку не наблюдалось, однако после покупки его выбор смешали с грязью буквально вся местная “профессура” из числа родни и знакомых. Самый “авторитетный” из них начал заливать про деда из села, который продаёт VW Caddy, пригнанный ему сыном, проживающим в Германии, едва ли не прямо с завода; второй кричал, что столько заплатить за эту машину - глупость нереальная, “лучше взять из Штатов битка и самому сделать”; третий недоумевал, для чего вообще автомобиль, в котором “ничего нельзя перевезти”... думаю, у многих на заре водительской карьеры были ситуации, когда руки опускались после таких комментариев. Но к ним мы вернёмся ниже.
Хотя лично я никаких поводов для подобной реакции не нашёл. Передо мной стоял мышино-серый Renault Scenic 1.5 dCi cо 105-сильным дизельком K9K, шестиступенчатой механикой в средней комплектации (однозонный климат, литьё на 16 дюймов, тканевый салон с кожаными вставками) без каких-либо серьёзных патологий. Машина прибыла из пригородов Руана, где, судя по охранившимся бумагам, в течении 13 или 14 лет служила у двух хозяев обычной семейной поповозкой. Заметные небольшие, но неоднократные повреждения бамперов, явные следы установки детских кресел, подбитый диффузор переднего бампера, заполированная притёртость на крыле и один негорящий габарит - не критично. Более детальный осмотр показал на удивление сухую турбину, подозрительно тихо работающий задний парктроник и угрёбищную китайскую зимнюю резину на передней оси, которая уже начала расслаиваться. Не стали сюрпризом чернющее моторное масло со слегка просроченным 20-тысячным интервалом замены, лёгкая шагрень на фарах головного света и стёртые в ноль коврики в салоне. Из приятного - результаты свежей диагностики с отсутствием ошибок в электронике и чистым бланком рекомендованных к замене запчастей.
А в число критериев при покупке вошли дизельный двигатель (в этом случае есть возможность легально заправляться на работе за счёт организации) и неэкзотическая модель, ибо задействован владелец ромба в дорожном строительстве и искать детали к эксклюзиву в каком-нибудь Гусятине, Голой Пристани либо Шепетовке, куда забросит благая миссия совершенствования инфраструктуры, -дело гиблое.
Эти критерии соблюдены, как же с остальными тремя?
Ну, с первым и так понятно, тем более,что колоссального собственного опыта нет, а в сравнении с отцовским Фиатом Добло, Сценик - практически Майбах по уровню оснащения и комфорта. Кроме того, выбирал машину сам - значит, нравится.
Покупался автомобиль исключительно для перевозки себя (иногда с друзьями/подругами) к местам работы и отдыха. Минивен - логичный выбор.
А что касается трат, то кроме возможных сюрпризов со стороны пожилого двигателя К9К, лечение которых хоть и недёшево, но и не стоит всех денег мира, мне даже представить сложно, что там может сломаться такого,чтобы серьёзно ударить по бюджету. Да и непохоже, чтобы вкладыши хотели на покой...
То есть выбор вполне себе нормальный и откровенно неудачным его назвать нельзя. А что же критика? Ну, первый случай с таинственным Caddy даже воспринимать серьёзно не хочу, поскольку не уверен в реальности его существования. Третий - отпадает, поскольку ничего “такого” молодой человек возить не собирается, а если и придётся - есть отцовский Добло, опять-таки.
Со вторым интереснее(биток из Штатов). Автомобиль с первичными вложениями (покупка новой пары колёс, замена масла, коврики, тонировка и прочее) вышел в 6 тысяч американских денег. Из собственного опыта поисков, даже за 7-7.5 найти что-то человеческое в плане комплектации и состояния довольно трудно, тут нужна либо редкая удача и благоприятное стечение обстоятельств, либо придётся ,скорее всего, довольствоваться сильно повреждённым экземпляром, восстановленным в эконом-режиме. То есть без подушек безопасности, с сантиметрами шпаклёвки под ЛКП и прочими “прелестями”
Можно, конечно, заморочиться, и пройти все круги [ада] самому, найти в Штатах машину на механике(которая обычно заметно дешевле), в непопулярной комплектации и с минимальными повреждениями(и минимальными тратами на ремонт), но...это время. Которого, как правило, нет. О том,чтобы взять в эту сумму дизель (напоминаю о критериях выбора), речь уже не идёт.
Так что...
Переходим к автомобилю.
Дизайн этого поколения на момент премьеры без малого 20 лет назад, был необычен, сейчас все привыкли. Красивой я бы эту машину точно не назвал, но и на откровенного урода не тянет. Средненько так. Да и цвет такой, средненький. Зато с точки зрения практичности идеально. Так же и в салоне. Эргономика неидеальна, дизайн интерьера экстравагантен и не первой свежести, цифровая приборка - вообще на редкого любителя. Но сказать, чтобы что-то мешало, либо было неудобно - тоже погрешить против истины: всё нормально. Простор в салоне типичен для минивенов, но при этом есть ещё огромное количество ниш, ящичков, бардачков и прочих “норок”, куда можно спрятать немалое количество всяких мелких приблуд и пожитков, в этом плане особо выделяются ниши под ногами задних пассажиров и просто монструозных размеров бокс между передними сидениями. Обзорность хорошая, лично у меня никаких замечаний не возникло. Машина явно проектировалась именно как семейный транспорт, это чувствуется как в компоновке салона (трансформация, ниши, тайники), так и в эргономических “фишках” вроде сферического зеркала для наблюдения за детьми, очень лёгких органов управления и максимально простого интерфейса всех функций, ну и, само собой, довольно хорошей маневренности и понятной управляемости (подробнее об этом ниже). К качеству материалов особых претензий нет, если, конечно, вспомнить, что это не премиум, а компактный минивен на базе весьма бюджетного автомобиля гольф-класса. Пластик салона в основном жесткий, но не скрипит, а текстура поверхностей приятна и визуально, и тактильно. Традиционно удачно расположение джойстика КПП на приливе консоли, так же традиционны великоватые продольные ходы рычага и средняя избирательность механизма. С фиксацией и чёткостью включения проблем, впрочем, нет, а быстрые “гоночные” переключения - не про эту машину. Некоторые местные адепты ругают реношный пульт мультимедиа, а я его похвалю: мне намного удобнее пользоваться им, чем выкручивать пальцы, дотягиваясь до клавиш на руле. Не традиционно, но логично расположен привод стояночного тормоза. А единственная претензия к приборам - перегруженность показаниями. Хотя, с одной стороны, главные параметры выводятся крупными символами, а с другой - я всё равно предпочту аналоговую приборку...кстати, на топовых комплектациях этого поколения правая часть приборной панели отображала навигационную курту, но здесь - обычный монохромный дисплейчик, напоминающий по цвету и графике вакуумно-люминисцентные экраны из далёкого прошлого.
С посадкой проблем никаких, сам за собой сажусь элементарно и с запасом, на водительском сидении хочется чуть более внятной боковой и пассажирской поддержки, но не критично; а вот раскладывающиеся “книжкой” подголовники практически идеально выполняют опорную функцию независимо от степени сутулости водителя. На задних местах всё неплохо, если вы не страдаете от избыточного веса. А наслаждаться последним точно не получится, поскольку отформованы сидения довольно навязчиво, а по ширине не представляют из себя ничего существенного. Впрочем, для детей или подростков их более чем достаточно. А трансформация заднего ряда вообще изумительна: все три задних сидения можно независимо друг от друга сложить или снять, не говоря уже о продольной регулировке и изменяемом наклоне спинки. Да, на 2021 год этим никого не удивить, да и есть более утончённые варианты исполнений, но на время появления этой системы трансформации французы, конечно, были впереди планеты всей по проектированию и постройке минивенов. Правда, к моменту премьеры второго Сценика уже подтягивались и остальные...Багажник у машины обычный. Довольно большой для такой длины, но не огромный, огромный получается путём трансформации салона и ценой посадочных мест.
А что на ходу? А на ходу, если вкратце, ничего интересного. Но - разве это плохо? Машина весьма бодро разгоняется до 110-130 км/ч, прогнозируемо и сильно “скисая” в последующем разгоне, будто увязая в воздушных потоках на высокой скорости. Парусность, кстати, меньше ожидаемой, Шараны первого поколения и их производные шатает куда сильнее. Старичок К9К деликатно рокочет на малых и средних оборотах, поддерживая темп - и отзывается не самым приятным звуком на быстрых обгонах и оборотах 3000+. Рулевое не Бог весть какое информативное, но лёгкое и не “затыкается” при быстрой рулёжке, коробка позволяет плавно подтыкать передачи, нарезанные идеально для выполнения французских ПДД (четвёртая внатяг на городских 50 км/ч, шестая на трассу до 130ти), подвеска не допускает глубоких кренов в поворотах и на дорогах вплоть до средней убитости обеспечивает неплохой комфорт передвижения на 16-дюймовых колёсах в покрышках с не самым высоким профилем в 55 процентов...но есть нюансы)
Во-первых, (для любителей техники PSA) ромбик рулится в поворотах так себе. Привычных подруливаний нет, вместо них задние колёса на балке подпрыгивают на любом приличном дефекте дороги и стремятся, повинуясь центробежной силе, соскочить с траектории наружу дуги.Предсказуемо, но неприятно. А если вы уже сбросили газ в повороте, то неприятно вдвойне. Во-вторых, мягкие опоры силового агрегата не только эффективно гасят вибрации, но и позволяют подвешенному ощутимо перемещаться наружу дуги поворота, что требует известного навыка и бОльших усилий при включении нечетных передач. Также предсказуемо (для тех, кто ездил на Рено) и не очень приятно. Тормоза достаточно эффективны, но информативность так себе. Нужное положение педали при неэкстренном торможении первое время надо нащупывать - потом, конечно, привыкаешь, но...В общем, машина семейная по всем статьям. На быструю азартную езду не провоцирует, а если владелец вдруг забылся - быстро и довольно безопасным образом возвращает его в стойло, пардон, в рамки ПДД. В сравнении с ближайшим конкурентом - Citroen C4 Picasso 1,6 HDi - Рено сначала кажется более собранным за счёт большей жесткости подвески - но на практике оказывается проще по всем статьям, от управляемости в повороте и реактивного действия на руле, до проработки связки мотор-коробка и удобства управления замедлением. Остальное - примерно на одном уровне, хотя субъективно мои симпатии на стороне продукции двойного шеврона.
Одно авторитетное издание, к слову, в своё время упрекало Grand Scenic с мотором 2,0 и АКПП в очень вялой динамике (ездил на 1,6 с АКПП, действительно, удивительно флегматичный автомобиль) и ужасной работе подвески, которая подробно повторяет профиль длинных волн, замыкается на отбойники и допускает все виды раскачки. Я подобных грехов ни за одним из Сцеников(включая Гранды) второго - третьего поколения, на которых удалось поездить, не замечал. Что там было - пресловутая адаптация к российским направлениям(ППД), или ушатанные амортизаторы - непонятно.
По расходам, начиная с топлива. При средне- энергичной манере езды в режиме город - пригород- межгород расход топлива редко переваливает за 6 литров на сотню,а за поездку в 500 км на скорости 120 км/ч при активном использовании круиз-контроля - укладывается в 5.5. Естественно, при работающем кондиционере.
Пара колёс вышла менее, чем в 100 евро (205/55 R16 к дорогим размерам точно не относится), первая замена масла с фильтром - чуть более того, а последующая, вместе с обновлением всех фильтров, комплекта привода ГРМ, помпы, антифриза и даже лампочек в фарах- примерно в 250.
Владелец машиной доволен. Для него это существенно другой уровень в сравнении с тем,что он водил до того (ВАЗ 2103, 21093, Nissan Primera ‘92, Fiat Doblo 1.3 Multijet ‘07, все в состоянии ниже среднего), поэтому голова не затуманена никакими многорычажками и эластокинематикой, и ромбик воспринимается идеальной машиной. Комфортной, мощной, приятно едущей и вполне экономичной. И со своей колокольни он, безусловно, прав.
С моей точки зрения на данный момент времени и относительно текущей ситауции на вторичном рынке, автомобиль стоит заплаченных за него денег и представляет собой абсолютно не интересный, но очень рациональный вариант универсального автомобиля, предлагая вполне традиционный для Рено эпохи Гона компромисс потребительских качеств, стоимости владения и удовольствия. Где первого и второго куда больше чем третьего...
Нужно ли это вам - решайте сами.
Вместо послесловия. Уже почти отправив отзыв на модерацию, я решил пробежаться по сайтам продажи, чтобы на конкретных примерах хотя бы штрихами обозначить сложившуюся в этом сегменте рынка картину и тем самым дать понимание, что можно приобрести у нас за сопоставимые деньги.
Итак, дизель, не экзотика и не совсем пенсионный возраст за 5500-6000 американских денег.
Чисто коммерческий сегмент исключаем, из машин двойного назначения - доступны как 10-летние Фиаты Кубо, так и чудом уцелевшие совершеннолетние Вито первого поколения, включая всю промежуточную палитру: Caddy, Transit connect, Partner в возрасте 10+. Их невероятно много, как оригинальных пассажирских версий, так и продуктов творчества местных умельцев и артелей. Можно купить кроссовер, например, X-Trail 2.2 Dci восемнадцати лет от роду или чуть более свежий, также дизельный Санта Фе. Тоже первого поколения. Можно замахнуться на бизнес-класс начала двухтысячных : W201, e39, A6C5, Omega 2, Peugeot 607. Что объединяет эти три группы? Во-первых, реальные пробеги большинства машин - сильно за полмиллиона км. Во-вторых, описательная часть большей части объявлений даёт серьёзные поводы задумаься о том, кто и, главное, как на этих машинах ездил и обслуживал. Обилие грамматических ошибок и беспорядочно разбросанные запятые, точки, восклицательные знаки и “смайлики” вообще не коррелируются с образом взрослого элементарно грамотного человека. И отбивают желание даже набрать номер.
Ближе к теме - пожилые, но вполне бодрые внешне Мондео второго поколения, Пассаты В5+ и В6, последние Вектры с дизелями разного объёма и Лагуны на F9Q. Есть пара пожилых и несчастных Авенсисов и Маздовских шестёрок. Из интересного - дизельные е46 по низу рынка, но эти присутствуют скорее для статистики, по опыту поисков найти даже раннюю бензиновую 46ю на М43В19 в живом состоянии за эти деньги - задача со звёздочкой. Из необычного, но не экзотичного - Сааб 9-3(агрегаты GM знакомы по Вектре) и дизельная Шевроле Эпика на них же. Всем этим машинам около 15 лет, некоторым - больше. Осталось ли в них, хоть что-то от конструктивно заложенного запаса прочности и эксплуатационных качеств - неизвестно.
На другом полюсе -довольно свежий В-класс, представленный 6-7 летними Твинго и 206ми Пежо, 8-10 летними Clio, Fabia , 207, Fiesta и малочисленными Grande Punto, Polo и Corsa. Есть небольшая популяция Панд, пара даже с полным приводом. Но это уже почти экзотика...
Самые распространённые - конечно, представители Гольф-класса. Причём Гольфы могут быть и поздние четвёртые, и ранние пятые. А ещё - одна А3 с пробегом до Луны и несколько Октавий А4 ранних выпусков. Чуть свежее выглядят вторые Фокусы (80% - универсалы), Астры Н и французы. Дорестайловые 308, С4 обоих поколений, вторые и третьи Меганы, мазды3, Сиды и Ай-30 - всё это в возрасте 10+. Машин море, большая часть - с проблемами, но выбрать точно есть из чего.
Минивенов мало. Больше всего, конечно, маленьких французов, но есть и Си-Максы, и Зафиры, и Тураны и даже Espace. Sharan, Galaxy,-мало, а Avensis Verso в окрестностях аж один. Комплектации, моторы, варианты привода и трансмиссии - на выбор. Но превалируют довольно минималистичные комплектации на механике и базовых дизелях.
Это ведь 3 поколение?
Если да, то я на таком Гранде немало проехал. Приятная машина.
Но мне показалось, что управляемость на извилистой дороге вполне приемлемая, а вот на автобане "ноль" не чувствуется и небольшие отклонения от прямой по усилию на руле незаметны. В общем по шоссе не особо комфортно ехать. Только отвлекся на что то красивое и ты уже в другом ряду)
Любителей критиковать чужой выбор всегда много, но никогда их нельзя слушать. Обычно так проявляются внутренние психологические проблемы.