Информация о АКП на XC 60
добрый день уважаемые читатели.
Наверняка многие из вас,кто уже имел когда либо или имеет в данный момент в своем пользовании автомобиль марки Вольво, так или иначе слышал от своих друзей знакомых про некую проблемность автоматической трансмиссии.Сам так же сталкивался с обсуждением этой темы, но в большей степени на моделях XC90 2003-2007годов выпуска.
Было принято решение собрать некоторое количество информации по этому вопросу, предлагаю Вам ознакомиться с ней и возможно расширить поззнания в этом вопросе.Приветствуется конструктивный диалог в этом вопросе по данной теме.
И так,
АКПП AW TF80SC (AF40-6) с августа 2003-го года работает как дорогая альтернатива 4-х ступенчатой AW50-40 и 5-ти AW55-50для 2-х... 4-х литровых авто своих давних заказчиков: Форда (как AF40-6) с Маздой (как AW6A-EL), Вольво, Сааб, Опель, Фиат и все "французы" Пежо-Ситроен-Рено (как AM6). полный список всех машин на которых использовался этот автомат - внизу в раскрывающемся списке.
Начинали обкатывать этот автомат на Вольво V70 еще в 2001 году. А после запуска TF80 в 2003 г., с 2004-го запустили в серию TF81SC для Peugeot-Citroen (C5, C8, 607) Volvo XC90, Renault VelSatis а также на Opel Vectra, Zafira, Signum, как AF40-6.
Семейство акпп AW TF80SC в которое входят аналоги, разработанные для семьи Дженерал Моторс AF21\TF81SC и AF40-6\TF80SC, рассчитано на широкий диапазон двигателей и крутящий момент от 100 Нм до 420 Нм.
Наиболее часто в ремонте пока у нас встречается TF80SC, использующиеся на Вольво V70, S80 V60 и S60. Только Volvo XC90 и S80 ставят еще усиленную TF81SC (AF21) с паре с двигателями от 4-х литров. Различия между 80 и 81 - в количествах фрикционов и стальных дисков, в корпусе и в некоторых усиленных узлах "железа" трансмиссии.
Айсин разработала для 3-х - 3.5 литровых 6-цилиндровых двигателей Ford (Five Hundred 05-07, Fusion 06-Up), Mazda и LandRover свою более мощную (до 450 Нм) под-модификацию AF21 (TF81SC), отличающуюся количеством фрикционов и стальных дисков в пакетах и размерами деталей.
Изредка можно встретить этот удачный автомат (TF80) на всех остальных европейских авто - полноприводных Alfa Romeo, Fiat Croma, Ulyss, Jaguar X, Lancia. Ряд машин на который устанавливают эту трансмиссию постоянно расширяется как в Америке (Кадиллак, Линкольн, Меркури, Шевроле) так и в Азии (Хендай). Эта трансмиссия оказалась настолько удачна и востребована автопроизводителями, что Айсин в 2010-м запустила второй завод в Японии по производству TF80SC.
В 2009 году на основе TF80 вышла "младшая" модификация, рассчитанная под меньший (до 220 Нм) крутящий момент: AW TF-70S. Но пока эта модификация крайне редка в ремонте и обслуживании.
AW TF80SC должна была устранить болезни предшественников TF60SNи AW55-50 (на базе которой она была спроектирована) и еще улучшить разгонные характеристики, расход топлива и доказать наконец, что Айсин может в паре с другими производителями, кроме Тойоты, выпускать "неубиваемые" и одновременно экономичные 6-ступенчатые АКПП.
Перед конструкторами поставили задачи: - уместить автомат в то же подкапотное пространство, которое занимает и МКПП. И главное - обеспечить максимально близкое к 100% КПД, надежность и экономичность. Здесь применили функциональную новинку: соленоиды "качества переключения", которые работают только во время переключения скоростей, уравнивая скорости валов и делая переключение незаметным, без толчков. Почти как у преселективных коробок, с которыми сейчас яростно сражаются АКПП за рынок будущего.
В целом эта коробка-автомат - шедевр конструкторской мысли, где использованы уже проверенная компактная система планетарных рядов Лепелетье по "железу", отшлифованные на предшественниках решения гидро-электpонного управления трансмиссией и гидротрансформатором. Все стало еще легче, еще эффективнее.
Подобраны самые современные графитовые материалы для фрикционных накладок гидротрансформатора, программы ЭБУ регулировались автопроизводителями таким образом, чтобы не позволять водителю в жару перегревать акпп и одновременно максимально быстро разгонять автомобиль итд. Причем в первые годы после выпуска эти программы постоянно обновлялись, устраняя неизбежные "детские болезни" первых лет выпуска (Поэтому всегда стоит проверить у официального дилера - нет ли обновлений программ, которые иногда устраняют мелкие проблемы)
Учитывая негативный опыт первопроходца TF60, разработано несколько индивидуальных по конструкции гидроблоков: - Отдельно для группы TF80 имеют по 8 линейных соленоидов Вольво, Саабом и Опелем и отдельно для TF81 - Форд с Маздой.
Гидроблоки работают в паре с ЭБУ, и ответственность за совместную работу с двигателями обычно несут автопроизводители. И тут уже начинается большой разброс типичных болезней. С одними машинами эта АКПП сразу "срослась", учитывая совместный опыт TF60, в другими начались "детские болезни", которые продолжались несколько лет, пока программисты отрабатывали режимы на разных скоростях и режимах, учитывая проблемы гарантийных и послегарантийных ремонтов.
В 2009 году на основе TF80 вышла "младшая" модификация, рассчитанная под меньший (до 220 Нм) крутящий момент: AW TF-70S. Но пока эта модификация крайне редка в ремонте и обслуживании.
Для Вольво позже выпустили новую модификацию гидроблока, отличающуюся соленоидами. Известно 5 типов гидроблоков, которые стоит подбирать по VIN-коду автомобиля. Оригинальные соленоиды для замены не выпускаются, программируются на заводе и меняются только вместе с гидроблоком.
В последнее время Ростра, американский производитель неоригинальных соленоидов, наладил выпуск соленоидов для гидроблоков TF80 -81 последней модификации (с 2005 года). Чаще всего мастера запрашивают как всегда соленоиды главного давления (ЕРС) и блокировки ГДТ (ТСС). ниже - описание.
Для Опеля (с 2002 года) гидроблок 354740A свой и невзаимозаменяем ни с гидроблоками Volvo (2005-up #354740C), Форд-Мазда/Фрилэндер или французов PSA (#354740P). Болезни у всех гидроблоков одинаковы, но симптомы - отличаются. Первые 3-4 года выпуска все гидроблоки требуют обновления программного обеспечения.
Ремкомплекты Оверол Кит для AF40-6 и AF21 354002 - типичный заказ для капремонта.
Часто в заказ также входят поршни всем комплектом (4 шт.)- 354008.
Почти всегда заказывают и комплект фрикционов 354003. Хотя чаще всего горит пакет С2, фрикционы 354106 (4-5-6).. Первые 3-4 года выпуска все гидроблоки требуют обновления программного обеспечения.
Гидротрансформатор очень интенсивно загрязняет масло пылью от фрикционной карбоновой накладки. Практически при каждом ремонте АКПП приходится резать ГДТ для замены фрикционной накладки. Изношенная фрикционная накладка бублика интенсивнее вредит гидроблоку. Чем агрессивнее водитель давит на педаль газа, тем раньше компьютер включает "режим проскальзывания" фрикциона ГДТ и тем раньше потребуется капремонт "бублика".
Капремонты - различны для разных машин, заключаются в основном в чистке (а у некоторых тяжеловесов - и замене) гидроблока и ремонте гидротрансформатора (замена фрикционной накладки), замене фильтра (354010A), прокладок, поршней всем комплектом (ремкомплект Оверол Кит 354002) и сгоревшего пакета фрикционов.
В TF-80SC применено синтетическое трансмиссионное масло нового поколения (AW-1, 8l ), которое считается несменяемым (в том смысле, что ходит от капремонта до капремонта). Что случается с коробкой, если она эксплуатируется с грязным или что гораздо хуже - с горелым маслом, можно прочитать здесь. Американские машины используют масло ATF Esso JWS 3309 US.
При чрезмерном загрязнении масла фрикционной пылью эта "ядерная" взвесь может быстро съесть алюминий гидроблока, что приводит к перетокам масла между каналами гидроблока и, как следствие - к недостаточному давлению в линии и к масляному голоданию самых уязвимых узлов трансмиссии.
Хотя масло называют "несменяемым", мастера рекомендуют менять его вместе с фильтром для возрастных машин каждые два года или даже чаще, если машина эксплуатируется в жестких условиях (жара, бездорожье, перевозка тяжелых грузов, прицепа, агрессивная езда).
Самой уязвимой при масляном голодании и перегреве, вызванным износом расходников гидротрансформатора в TF80 оказывается втулка насоса (она же - втулка гидротрансформатора по-американски) №354034).
В запущенных случаях приходится менять и сам Масляный насос 354520 (оригинала пока нет, ставят БУ) и остальные втулки полным комплектом (№354030 )которое считается несменяемым (в том смысле, что ходит от капремонта до капремонта). Что случается с коробкой, если она эксплуатируется с грязным или что гораздо хуже - с горелым маслом, можно прочитать здесь. Американские машины используют масло ATF Esso JWS 3309 US.
При чрезмерном загрязнении масла фрикционной пылью эта "ядерная" взвесь может быстро съесть алюминий гидроблока, что приводит к перетокам масла между каналами гидроблока и, как следствие - к недостаточному давлению в линии и к масляному голоданию самых уязвимых узлов трансмиссии.
Хотя масло называют "несменяемым", мастера рекомендуют менять его вместе с фильтром для возрастных машин каждые два года или даже чаще, если машина эксплуатируется в жестких условиях (жара, бездорожье, перевозка тяжелых грузов, прицепа, агрессивная езда).
Соленоиды для TF80/AF40-6 и TF81/AF21
Проблемы "электрики": гидроблок, тонкие места которого напоминают проблемы TF60-SN
Линейные соленоиды вырабатывают свойресурс почти одновременно с гидроблоком и отдельно от него не поставляются. Ростра (США) начала выпускать комплекты из линейных (больших) соленоидов. 3-way On-Off соленоиды (маленькие) имеют гораздо больший ресурс и пока не требуют замены.
Наиболее часто меняют весь комплект. Реже меняют по одному начиная с соленоида ЕРС ресурс почти одновременно с гидроблоком и отдельно от него не поставляются. Ростра (США) начала выпускать комплекты из линейных (больших) соленоидов. 3-way On-Off соленоиды (маленькие) имеют гораздо больший ресурс и пока не требуют замены.
Иногда мастера меняют втулки изношенных соленоидов136419. Довольно часто заказывают сам гидроблок №354740.Показаны ремонт и регулярная чистка соленоидов и гидроблока в профилактических целях, если коробка пришла к мастерам с грязным маслом и изношенным гидротрансформатором.
Гидроблоки были разработаны Айсин, но запрограммированы Автопроизводителями индивидуально под каждый автомобиль и двигатель, поэтому разброс цен на них довольно велик. Как и типичные проблемы.
Для ремонта обоих групп гидроблоков (TF80 и TF81) Соннакс уже выпустил наборы для ремонта изношенных каналов, реагируя на запросы американских мастеров. Но для замены изношенного плунжера требуется рассверлить алюминий гидроплиты и вставить гильзу и только в нее - новый плунжер. Работа очень сложная и требует большого опыта и ювелирной работы с "железом" и с "софтом".
Дальнейшие цепочки неисправностей от нештатной работы гидроблока и соленоидов могут значительно различаться в зависимости от того, какой канал забьется-выработается первым, насколько долго "убивал" такую коробку водитель, и от настроек режимов переключения, сделанных на заводе, но чаще всего из железа страдает:
- Крышка масляного насоса (№354510 ), разбивает если долго эксплуатировать с разбитой втулкой и греющимся бубликом. Встречается в ремонте довольно часто, особенно в летний период.
В целом "железо" TF80 сбалансировано и надежно. Проблемы встречаются при больших пробегах или у "загнанных лошадей":
Встречаются изредка проблемы с Дифференциалом (у полноприводных Мазд CX7, CX9) №354715A. Срывает шлицы (cправа). Проблему связывают с "демократичными" настройками ЭБУМазды, позволяющих нетерпеливым маздоводам перегружать этот узел.
Новый Дифференциал на заказ стоит ок. 40 т.р. Поэтому чаще берут БУ, по приемлемой цене.
- Барабан Директ C2 (4-5-6 скорости, №354556 ), горит весь пакет фрикционов с опорником от недостатка давления масла. Масло уходит из-за боковых нагрузок, стирающих тефлоновые кольца и посадочные места барабана. Эти проблемы случаются когда программы ECU (Electronic Control Unit) позволяют водителю перегружать АКПП излишне высоким крутящим моментом. (встречается в ремонте редко)
- Тормозная лента (№354024), меняется при каждом третьем капремонте. Сам барабан Reverse (№354552) меняется очень редко. Если задержаться с ремонтом и продолжать жечь лысые фрикционы, то приходится менять и сам барабан Директ. Фрикционы пакета 4-5-6 горят чаще всего. Проблему связывают с "демократичными" настройками ЭБУМазды, позволяющих нетерпеливым маздоводам перегружать этот узел.
Новый Дифференциал на заказ стоит ок. 40 т.р. Поэтому чаще берут БУ, по приемлемой цене.
- Барабан Директ, Drum direct, C2 (4-5-6 скорости, №354556 ), горит весь пакет фрикционов с опорником от недостатка давления масла. Масло уходит из-за боковых нагрузок, стирающих тефлоновые кольца и посадочные места барабана. Эти проблемы случаются когда программы ECU (Electronic Control Unit) позволяют водителю перегружать АКПП излишне высоким крутящим моментом. (встречается в ремонте редко)
- Тормозная лента (№354024), меняется при каждом третьем капремонте. Сам барабан Reverse (№354552) меняется очень редко. Если задержаться с ремонтом и продолжать жечь лысые фрикционы, то приходится менять и сам барабан Директ. Фрикционы пакета 4-5-6 горят чаще всего.
В барабане С1 Forward (354554) тоже часто горят фрикционы со стальными дисками. Только в запущенных случаях дело доходит до замены самого барабана.
Барабаны для ремонта TF-80 \81 не поставляются, поэтому для замены используют детали БУ.
- От длительных перегревов дубеют поршни. Меняются всем комплектом - 354008A.
Подтекания масла в трансмиссии TF80SC идут через Манжету насоса (№354070 ) и №2 Сальник полуоси, левый большой (№354077B), которые входят в Ремкомплект (Оверол-Кит), но часто покупаются владельцам отдельно, считающими, что остальные расходники еще в приличном состоянии.
Владельцам этих коробок стоит не дожидаясь проблем после 100 ткм слушать свой автомат на предмет переключения передач, протечек масла, вовремя проходить диагностику, ремонтировать гидротрансформатор и менять масло с фильтром.
В целом TF-80SC - самый удачный и надежный 6-ти ступенчатый агрегат совместной деятельности Айсин и автопроизводителей, значительно менее проблематичен по сравнению с предшественникамиTF60SN (6) и AW55-50 (5).
Эта АКПП подтверждает что слухи о скорой смерти автоматических коробок значительнопреувеличены, ведь обещанный в начале века повальный переход Вольво на преселективные ДСГ с 2010-2012 года - опять откладывается на неопределенное время.
На каких авто устанавливалось это семейство АКПП:
Авто VOLVO,
Модель C30/ C30 R, C70, S/ V60, S80, V70, XC60, XC70, XC90
Год выпуска 10-11, 10-11, 05-11, 06-11, 01-11, 08-11, 07-11, 05-11
Страна сборки BEL,SWE, BEL CHN SWE THA, CHN MYS SWE THA, BEL SWE THA, BEL CHN, SWE, SWE THA
Двигатель 6 SP F/AWD
Модель L5 2.4L, L5 2.4L, L4 2.0L 2.4L V6 3.0L 3.2L, L4 2.0L L5 2.4L 2.5L V6 3.0L 3.2L V8 4.4L, L5 2.4L 2.5L V6 3.2L, L4 2.0L L5 2.4L V6 3.0L 3.2L, L5 2.4L V6 3.0L 3.2L, L5 2.4L V6 3.2L V8 4.4L
Альтернативное имя TF-80SC
как много инфы..она вся нужна для владельцев нового XC60???