Машины времени.
В очередной раз здравствуйте! Сегодня мне показалось, что пора бы немного дополнить журнал Вольво парой строк. Дело в том, что последний месяц был просто уникален в плане интересных вещей и событий, а разделив каждое из них на небольшой рассказ, вполне может получится очень интересный пост о... всяких интересных древностях.
Со времени написания предыдущей записи, мне удалось более чем укрепится в желании и возможности сделать что то необычное, доброе и живое относящееся к мечте моего детства - кинематографу. Спустя n-е количество дней, прямо сидя на учебе родился весьма сырой сценарий и уже дома он был записан набросками, спустя пару дней, при совершенно непонятных обстоятельствах удалось влиться в съемки одного студенческого фильма в лице оператора, а потом и еще одной курсовой работы. Чем бы дело кончилось, если бы на сегодняшний день, окромя диплома, образовались ни чем не занятые выходные, один из которых функционирует как полноценный съемочный день с приемом оборудования, перевозкой всех мне необходимых сопричастных, расстановкой света, рассаживанием и всем таким прочим, что вначале мне казалось бесконечно тяжким и невыносимым. И все же, этому должен следовать первый рассказ, который пока еще не имеет никакого отношения к действу, но произошел на глазах моего верного Вольво, аж в конце января. Итак, был вечер, будучи в гостях у бабушки нашел свой детский заводной паровоз, со соскочившей пружинкой внутри (кстати пружинка будет еще во втором рассказе, крайне пророчески), принес домой, и ни о чем не подозревая начал его ремонтировать. На следующей день должен был быть экзамен...
1. Паровоз семейства "ОВ".
Возвращаясь со списанного экзамена из института, в один из светлых дней конца января, где то по пути домой внезапно вспомнилось, что сегодня в очередной раз снимают Анну Каренину на Витебском вокзале. Прикинув, что времени еще много, что паровоз который там стоит все же желаем быть увиденным, я начал соображать, что сегодня последний день съемок и что надо бы сходить и разведать обстановку. Что было и сделано. Во всей красе, паровоз ОВ-324 на вокзале. Дым, пар, подкидываемый в топку уголь - аплодисменты!
Не много исторической справки из википедии:
"ОВ−324 — российский паровоз типа 0-4-0, выпущенный в 1905 году Невским заводом (Санкт-Петербург, Российская империя). Относится к паровозам «нормального типа 1904 г.» (с 1912 года — серия ОВ, также известная как Овечка). Указанное обозначение паровоз получил в 1912 году. В настоящее время ОВ−324 является старейшим действующим паровозом на территории России. Работает преимущественно на манёврах в локомотивном депо Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский (ТЧР-7)."
Сей артефакт стоял передо мной по-настоящему живьем - никогда ранее мне не доводилось видеть работающий паровоз, да еще и в такой примечательной фактуре Витебского вокзала. Покрутившись вокруг оного, разговорился с местным ЧОП-ом и узнал, что паровоз поедет в депо около 16 часов, и вообще, он очень красиво прибывал на станцию, и "вот бы тебе его сфотографировать когда он едет". Но как то и бывает - последнему суждено было сбыться крайне неадекватно и присуще предыдущим записям. Пока у меня было время, в голове родилась мысль, что было бы неплохо оказаться где то на пути следования и просто снять все это дело сверху, но: крыш в ближайшем квартале нормальных нет, а есть лишь старый-добрый мост, вдоль которого тянется трубопровод, на котором летом можно загорать\пить пиво\и просто сидеть, смотря на канал сверху. Вроде в отзыва о Сиерре, я выкладывал эту фотографию, сделанную именно с этого трубопровода.
Поразмыслив, машина была установлена у насыпи, замаскирована, и на этом начался "созыв" войск, дабы сделать несколько снимков с разных ракурсов: нужно было больше людей с камерами и в разных точках. Однако, как на зло - все были заняты, и ко мне приехал Алексей, коий фигурировал тут со своим белым Москвичом ранее.
Ну а дальше должен следовать тот самый "нереальный экшен". Все начиналось очень тихо и мирно, пока мы не встретили моего товарища-блогера под именем tankizt (пусть чтоль тоже кликабельно будет). Разобщавшись с машинистами, нам дали поснимать внутри паровоза:
Не много поучаствовали в процессе загрузки угля в топку, поспрашивали и потыкались "а что это?" на настоящем, работающем паровозе. Что удивительно - здесь есть турбогенератор, который вырабатывает электричество. При сбросе давления в котле - напряжение падает, вобщем все работает без каких либо внешних воздействий. Пока машинист (кстати очень колоритный дядька) рассказывает нам об устройстве, проблемах, да и вообще о жизни, производится чистка какого то клапана из золотникового механизма:
Вобщем, спустя полчаса, кому то из нас приходит в голову мысль - а не уехать ли нам с вокзала на паровозе? Пока мысль витает в облаках и кажется чем то таким же, как проехаться на зацепе до следующей остановки поезда. Но машинисты не против, и еще не осознав всей удачи положения мы...
Признаться, паровоз оставил у меня впечатления об действительно живой машине: фыркающей, недовольной, теплой и какой то особенно доброй. В кабине очень тепло, не смотря на то что на улице что то вроде минуса и все продувается. Тем временем мы проезжаем трубопровод, о котором было сказано вначале. Вот и он:
Сверху на котле обустроена полочка для хранения продуктов - там они всегда теплые. Позади (нормально снять не удалось) журналы записей обслуживания, какой то саквояж, немного инструментов. Рычаги все массивные, железные и большие. За 100 с лишним лет по ним и не скажешь сколько рук они могли видеть.
Вот так вот "просто" удалось впервые увидеть настоящий паровоз и уехать на нем... с Витебского вокзала, как когда то давно уезжали с него еще в середине 20-го века. С пару дней назад довелось сходить в музей и посмотреть на собрата "Овечки" - ОВ-6640, коий стоит в музее на Варшавском вокзале... Если честно, как то жутко жалко было на него смотреть, тут он не кажется таким живым и не кажется каким то даже сохраненным...
2. Симфонион.
Не многие помнят что из себя способен представлять музыкальный автомат. У кого то на ум приходят пластинки, у кого то граммофон. Однако в середине 19-го века, термин "музыкальный автомат" наиболее точно описывало бы достаточно интересное устройство - симфонион. Интерес данного рассказа состоит скорее в том, что окромя такой особенности, что интернет знает о них только по картинкам и небольшому количеству видео, мне довелось его полностью разобрать, и, что примечательно - починить. Но обо всем по-порядку. К моему фильму мне нужно было что то очень древнее и издавающее звуки. Шарманку каноничную мне найти не удалось, различные инструменты, включая колокола, домашние "органы" и т.д. совсем не подходили по фактуре, как вдруг, мне вспомнился один случай из детства, когда мы были в гостях у друга отца и у него за шкафом стояло что то такое огромное и надрывно издающее звуки если его покрутить. Уже после я узнал, что эту штуку в конце 90-х украли, но году в 2005-м ее обнаружили, и она вернулась на свое законное место. Узнав, что сей аппарат несколько неисправен, из Вольвы был извлечен инструмент, взято моторное масло и я отправился все это дело ремонтировать. Что ж, о чем все таки речь, если нет картинки? Вручаю фотоаппарат девушке, и иду разбирать:
Для масштаба. Сей инструмент приводится в действие заводом крупной пружины блокируемой от обратного хода удерживающим храповым механизмом, усилие от которой передается на вал, на котором реализован регулятор скорости вращения с грузиками (дабы все это дело резко не "раскрутилось" подобно циркулярной пиле). Дальше, уже, выдержанное во времени усилие переходит в шестеренку с косыми зубами, которая вращает диск, а тот, имея в себе прорези, нажимает на соотвтетсвующие "клавиши" позади. Вроде бы сложно? Но нет. Картинками:
По центру - храповик и ведущий вал, справа - механизм регулятора скорости (в момент вращения) с новодельной шестеренкой. Вниз смотрит шестеренка вращающая музыкальный диск. Разбираем:
Очередное признание: крутить болтики, сделанные, по ходу, еще в 19-м веке (а сама конструкция датируется примерно 1850-1860 годом), занятие ни с чем не сравнимое. Каждый из них пережил в сумме больше чем я: путешествовал по миру, был в различных переделках - одним словом, история, которую нельзя однозначно прочесть, но можно потрогать. Демонтаж храповика:
Предположительно - выпиленный кусок от чего то иного, но с номером.. или годом.
Демонтированная "головка чтения компакт дисков" =) По центру идут валики которые, вращаясь проскальзывают по металлической пластинке, издавая при этом звук. "Битрейт", конкретно в этом экземпляре достаточно обширный - два ряда этих самых пластин, да и длинна как бы тоже достаточная. Тут все чистится, смазывается. Дабы все это дело не резонировало - протягиваются болты, половина из которых оказывается просто вкрученной от чьей-то руки...
Привод шестерни вращающей диск. Кстати выполнен со втулкой. Из чего она сделана - сказать трудно, но не смотря на солидный возраст и огромный слой грязи - люфтит не сильнее чем вкладыши на 500-тысячном пробеге объемного бензинового мотора. Шутка.
Чистка-смазка.
А вот еще и соскочившая пружина:
Можно было бы еще добавить несколько ракурсов, но боюсь все сильно растянется. Монтаж музыкального блока и обнаружение того что он трется об шестеренку, заставляя последнюю клинить. Исправляем.
Как и к предыдущему рассказу, видео работы: диск кривоват, все же подклинивает, но звук есть. Под конец дня уже нашел еще 3 диска, но поставить и опробовать их не успел.
Ну и рабочий симфонион, коий оказался рядышком. С "более чистым звучанием" и в нормальном свете, срезка:
Пожалуй, покататься на паровозе было слишком. Послушать и полапать настоящий "музыкальный автомат" было тоже как то уж совсем. Но что же будет дальше?
3. Карданные камеры и пленки.
На самом деле, не смотря на то что за окном 21-й век, есть еще люди которые снимают на пленку. Один из представителей сего семейства, как вы можете догадаться... впрочем, весь проект "кино" изначально должен был сниматься на пленку, коя в формате 16-мм, лежит у моего товарища уже пару лет по причине... отсутствия камеры. Перелопатив все авито и не авито, различные барахолки, по-началу искали заводной Красногорск-3, потом 16СП, Кинор... какие еще были советские 16-мм камеры? В итоге от затеи решено было отказаться до лучших времен - эдак где и подвернется потом аппарат, но это будет лишь потом. В эксплуатации со мной живут две пленочные камеры - старый Canon и не менее старая... Mamiya RB67 - японская фотокамера среднего формата 6х7 см позволяющая получить просто невероятную детализацию. Попав ко мне когда то в руки за цену пары бутылок водки, она ни когда не была повседневной: кроме ее солидного веса в 3.5кг, совершенно мозговыносящей, но меж с чем логичной механикой блокировок (блокируется если не соблюдено какое то из условий для съемки, затвор находится в объективе, задник имеет режимы наложения и прочее-прочее-прочее) - она стала каким то особенным существом в моей комнате, которое такое же как паровоз: настоящее, живое и душевное. Что ж, с этой камерой я попал в достаточно оригинальное путешествие еще год назад. И что характерно - опять таки, приехав в необходимое место на Вольве.
Собственно агрегат:
В очередной раз совершенно по случайному стечению обстоятельств мне довелось познакомится с мастером дагеротипной фотографией Мишей Бурлацким и побывать и даже снятся у него на настоящую карданную камеру. Изготовление эмульсии, нанесение на стекло, выдержка в треть минуты и проявка прямо на глазах. Ну что еще может быть круче вот такой машины времени?
Более приближенно:
Уже в лаборатории:
Ну и готовый результат, уже скан со стекла (поставлю уж кликабельной, ибо все же утащил):
Подобный опыт крайне интересен, и, как то ни странно - легко осваиваем. Техника, даже ныне, стоит не таких больших денег, за то часы и месяцы практик, эксперементов и всего чего только можно - стоят многого. Т.к. пленки нынче подорожали на порядок, печатать нам доводится все реже и реже... то дагеротип и амбротип все же выход! =)
4. И все же... фильм.
Как то уж слишком много сказано о кино, но, между тем, ничего о нем не сказано. О чем снять фильм? Этот вопрос очень созвучен слову "зачем". А когда на это "зачем" обнаружился ответ, все пошло своим чередом. Задача встала крайне оригинально и вместе с тем очень остро и сильно - рассказать нужно будет о любви к человеку, о силе духа и о чем то еще о чем может рассказать студент-вечерник с фотоаппаратом. Раскрывать карт пока что не буду, дело идет, большее время все равно занимает наконец таки диплом... Но пару стоп-кадров все же сложу в стопку поста - без них тут как то "сухо". Камера к счастью или сожалению цифровая, свет - самодельный. Часы по центру кадра - возможно будущая часть поста про "Симфонион" - они у меня теперь тоже в ремонте. И все же:
В процессе работы над еще одним проектом:
О чем молчат скульптуры?
5.
А машина тем временем эксплуатируется по-полной программе и виднеется и каждого снимка выше, где то внизу на улице, стоя на проспекте или намокая под дождем во дворе. Каждый раз верно заводится, верно согревает своей теплой печкой и вообще - ждет большой обновы, расположившейся у меня в шкафу, скупленной по случаю кризисов за-дешево.
А иногда вечером, стоя напротив Никольского собора, из под руля могут выползти сказочные ежики...
...которые потом как белки бегают по дереву:
За сим, поцанчики допивают пиво
...а 81-717 уютно засыпают в депо.
На этом закончу и я. Благодарю за внимание!
Средний формат....любовь. Тоько это приходит в голову!!!!