Путешествие: Онега, Кий-остров, Ворзогоры

Все шло хорошо, светило солнышко, дорога была сухая и даже пресловутый грейдер на участке Прокшино – Солза был более-менее ровным.

Но не доезжая километров 25 – 30 до Каргополя я видимо все-таки словил крупноватый камушек и пробил левое переднее колесо. Докатку ставить не стал, отремонтировал жгутиком.

Потеряв таким образом около получаса, приехали в Каргополь в 16:50, в гостиницу Каргополочка, 2800р/сут, хотя по телефону обещали 2400. Закинули вещи и пошли гулять по этому красивому старинному городку. – знаменитая полоскальня и сейчас используется по прямому назначению.



– собор Рождества Христова.
Пробег за день составил 823км.
27.07. С утра опять погуляли по Каргополю, я поднялся на колокольню, посмотрел вокруг, никаких изменений по сравнению с августом 2008 года не приметил))).
– р. Онега.
– улица, уходящая в бескрайние леса.
– ласточка, облюбовавшая полоскальню.
Затем мы поехали в Кучепалду (31км от Каргополя), некогда 4-е по населению село Олонецкой губернии сейчас полностью заброшено и обезлюдело, последний житель умер в 2012 году. Отличительной особенностью села является то, что оно состояло из единственной закольцованной улицы вокруг озера. В 1 не очень прекрасный момент озеро ушло в карстовые пустоты и люди постепенно стали уезжать.
– фото из интернета.
В 2012 году в этом уже не обитаемом селе стоял таксофон с ветрогенератором и солнечной батареей, было/стало:
/
– скорей всего здесь был магазин.
Затаился в траве:
По дороге в Кучепалду заехали в Красную Лягу, здесь тоже было село, но от него вообще не осталось никаких следов за исключением одиноко стоящей как памятник ушедшим деревням и людям Сретенско-Михайловской церкви 1655 года.
В общем живописные и грустные места, к которым идет дорога сквозь гигантские борщевики.
Далее мы поехали в Онегу, маленький городок с населением ~ 17000 человек, стоящий на одноименной реке недалеко от Белого моря.
Дорога идет обратно через объездную Каргополя, а далее по А-215 в сторону Брин-Наволока, с поворотом налево на грейдер. А-215 по крайней мере до съезда (204км) это практически везде идеальный асфальт, а далее до Онеги 200км вот такого грейдера, сильно размокшего после дождя:
Дорога очень красивая, петляет сквозь тайгу и иногда выходит на берег Онеги.
За качество фото прошу простить, после ливня в воздухе осталось много влаги, поэтому фото слегка мутные. Следует заметить, что до Онеги есть 2-я дорога, от Архангельска, но тоже грейдер, в общем асфальт к городу не подходит. Тут сработала сигнализация падения давления в ранее отремонтированном колесе, жгутик не выдержал, возится в грязи не хотелось, поэтому я решил ехать до Онеги периодически подкачивая колесо. На дороге увидели коричневый указатель к достопримечательности: тройник (храмовый комплекс из зимней и летней церквей и колокольни) в д. Пияла. Это 1 из самых ранних сохранившихся тройников:
Правда сейчас этот тройник превратился в двойник, в 1966 году зимняя церковь сгорела от удара шаровой молнии. Через пару минут, как мы остановились к нам подошло несколько человек, реставраторы со смотрителями, они решили, что приехала комиссия))). Ну и хорошо, провели экскурсию.
– знаменитые северные "небеса".
Пустили на колокольню.



Очень красивое и живописное место, да и деревня жилая. А сколько еще таких красивых мест по другому берегу Онеги, но до них можно добраться только на лодке или по зимнику.
В 21:15 прибыли в уютный гостевой дом "Аленушка" в Онеге, стоящий на окраине города в частном секторе. Нас поселили в номер для молодоженов (3900 р/сут).
Так-как было еще не поздно, немного погуляли по городу, вышли на набережную Онеги. Над рекой носились тучи каких-то насекомых, благо не кусачих, от них даже фотографии получились замутненными. Как позже выяснили называются они подёнки и живут 1 день.
Пробег за день 491км.
28.07. Сегодня у нас Кий остров. До него ~ 14км и 50 минут пути вот на таком теплоходике.
– на воде не мусор, это мертвые подёнки.
Билеты с экскурсией покупали заранее. Было достаточно тепло, и мы не стали спускаться вниз, а уселись на палубе, надстройка нас прикрывала от ветра. Около 7 км теплоход идет по Онеге вдоль города и промзоны, остальную часть пути по Белому морю.
Четкого расписания у него нет, все зависит от луны (прилив/отлив). Мы отправлялись в 9 с копейками. Сначала нам провели экскурсию по монастырю, основанному еще патриархом Никоном 1656 году в память о своем спасении в бухте Кий острова при побеге из Соловков в 1639 году. Монастырь просуществовал до 1922 года, потом на его основе сделали дом отдыха профсоюзов, который и сейчас заправляет всеми делами на острове. Состояние монастыря мягко говоря не очень, проведены некоторые консервационные работы, но о полноценной реставрации речи не идет.
– настоятельский корпус, сейчас администрация дома отдыха с обстановкой 60 – 70-х годов.
– вот в таких домиках можно поселится, но электроснабжение несколько часов в сутки от дизель-генератора.
После экскурсии гид предложила желающим прогуляться на сопредельные о-ва Средний и Северный Кий, во время отлива это возможно, но бегом-бегом. Но в этой северной идиллии нам совсем не хотелось куда-либо спешить, поэтому мы просто отправились гулять, благо синоптики конкретно ошиблись и вместо обещанных +10 – 15С и дождя ярко светило солнце и на улице было под +25С.

– даже карам жарко. И я как дурак весь день таскал с собой куртку, да и купальники мы не взяли, хотя мне это не помешало залезть в Белое море. Оно мелководное и в солнечные дни прогревается на ура. Ну чем не Черноморское побережье:





И очень хорошо, что есть прилив/отлив, благодаря ему у нас было полно свободного времени, до 20:45, а то бы дали как обычно после экскурсии полчаса и домой. А так, вот куда он денется:


В общем гуляли, отдыхали, дышали морским морским воздухом с примесью ароматов соснового леса, в перерывах сходили на обед и полдник (туристов кормят хорошо)





и поздно вечером вернулись домой.



Под впечатлением об острове решили как ни будь в будущем обязательно приехать на пару дней.
29.07. Выяснилось, что синоптики ошиблись всего лишь на сутки, ночью пошел сильный затяжной дождь и на утро на тумбочке нашего "новобрачного" номера нарисовалась хорошая лужа. А в планах у нас были Ворзогоры – старое село на другом берегу Онеги с 2-мя деревянными церквями и колокольней 17 – 18вв. Переправились через Онегу до причала Легашевская Запань вот на этом ходящем по расписанию пассажирском пароме (с автомобильным надо договариваться отдельно) (фото вчерашнее, "сухое")
, сели в бывшую почтовую Буханку (с водителем договорился заранее, телефон дали "Аленушке") и с еще 2-мя таки же как мы туристами поехали через леса 27км в Ворзогоры.
Смотритель, старожил Николай Гунин провел нам экскурсию по основанному им небольшому музею в здании действующей библиотеки, открыл нам церкви (1 из них сейчас реставрируется), колокольню. С его слов местные до сих пор пользуются библиотекой, хотя их, постоянно живущих осталось 22 человека, а 100 лет назад жило около 1050.
– музей.
- библиотека.
Сама деревня очень живописная, стоит на высоком берегу, с которого можно в ясную погоду (не наш случай) увидеть Кий остров, сейчас он еле-еле проглядывал сквозь мглу
– памятник Поспелову, капитану и полярному исследователю, уроженцу Ворзогор.
Погуляв по деревне мы тем же путем вернулись в Онегу.
Тут я вспомнил о Бумере, нашел в интернете 5 шиномонтажей, подкачал колесо и поехал. В 1-м не оказалось усиленных кордовых латок (для ранфлетов нужны такие), во 2-м мастер сказал: "у меня болит спина, так что снимай колесо сам", в 3-м ворота настежь открыты, но никого нет, на стене краской написан номер, звоню, мне говорят: "я сейчас на тренажере, зайди в гараж, возьми домкрат и снимай колесо, я сейчас подойду". Ладно, я не гордый, беру домкрат и снимаю. Приходит мастер, смотрит, а внутри здоровая трещина, мастер сказал, что заплатку поставит, но без гарантии, так-как произошло расслоение и воздух может все равно выходить. Еще он предложил на мой страх и риск поставить камеру, но они максимум R16, а колесо R19. Я рисковать не стал, поставили заплатку, но не помогло, потихоньку травило, так и ехали до дому покачивая колесо через каждые 40-60 км. На всякий случай я достал из подпола свою складную докатку и накачал её от стационарного компрессора, со своего не получилось, от затянутого крепежного ремня покрышка слезла с обода.
Вечером сходили в баню, после дождливого дня попарится было особенно приятно.
30.07. Утром еще немного погуляли по городу
и выехали в Вологду тем же путем, что и приехали, погода наладилась и оставалось только сожалеть, что так не повезло в Ворзогорах.
В Вологду в гостиницу "Спутник" (3500р/сут) приехали в 20:20. Чуть прошлись по городу и улеглись спать. Пробег за день составил 773км.
31.07. Так-как в Вологде были неоднократно, то задерживаться не стали, а сразу поехали домой, куда и прибыли необычно рано, в 15:40. Пробег за день 470 км, общий 2572.
Русский Север как всегда манит и привлекает, есть что-то притягательное в нем. Вот и после этой поездки мы твердо знаем, что когда ни будь снова посетим эти места!
PS. По возвращению домой выяснилось, что на заднем колесе неремонтопригодная грыжа, поэтому в сентябре 22-го я взял 4 обычных колеса 235/55. Впрочем об этом я писал подробнее во 2-й части отзыва.
очень интересно, впечатлил пляж и что на этом море можно купаться.
Есть вопрос: где жена сидит фотография, это камень такой огромный? Что это такое?
П.с. в твоих поездках на колесах разоришься нахрен, уже не первый пост и проблемы с колесами