Путешествие: Боевой литр
Доброго времени суток!
Тема не только и не столько про автомобиль, а больше про отпускные реалии в условиях короновирусных ограничений. Постараюсь описать подробно, дабы можно было сделать вывод - стоит путешествовать в пандемию или нет.
История этого отпуска началась ещё в в декабре 2019 года, когда мне в середине рабочего дня позвонила жена и сообщила, что: "Они нашли нам тур на летний отпуск". "Они" - это она и её знакомая, владелица турагентства. Скинула ссылку на отель - 5-ка в сельской местности северо-востока (даже больше востока) о. Крит, по система AI, на 12 дней/11 ночей на 3-х (2+1). Цена вопроса - 2350€. От меня надо было в срочном порядке завезти 60% стоимости и расслабиться до лета 2020-ого, когда придет время отпуска и окончательных расчетов. В ходе оформления документов я, со своей стороны, попросил изменить авиакомпанию с отечественного чартера на регулярку Aegean Airlines (как потом оказалось - очень правильное решение), что увеличило стоимость до 2500€. Курс € тогда был в районе 70 руб и общий прайс корячился в 175+ тысяч рублей.
И как бы ничего не предвещало беды до середины 2020-ого, даже начавшаяся эпидемия изначально не рассматривалась как проблема - весной 2020-ого все думали: "пару месяцев и всё кончится", а вот к лету стало понятно: "возможны варианты". Надежда, как оно обычно бывает, умирает последней и смирились с тем, что отдыхать в 2020-ом мы будем на курортах КК, мы только в августе. Ну а далее - перенос бронирования на 1 год (+/- те же даты и тот же отель) и отдых в Адлере, о чем я писал тут.
И вот 2021-ый - июль месяц отметился тем, что визовый центр Греции начал выдачу туристических виз без каких-либо ограничений. Ушлый народ ломанулся туда за вожделенным Шенгеном, но энтузиазм быстро поутих - оказалось, что в другие страны из Греции попасть не удастся ибо для туристов есть ограничения на перемещения даже в пределах самой Греции, а про выезд через границу - вообще можно забыть. Но тем не менее очередь в визовом центре была такая, что все желающие внутри не помещались, занимали уже на улице. Для получения визы требовалось предоставить доказательства бронирования и оплаты жилья на территории Греции на время нахождения. Мы ожидали получение виз 3 недели с момента подачи документов. Не смотря на то, что у нас это был 4-ый Шенген - получили всего на 6 месяцев, хотя предыдущие визы были на 1,5 года. Интересный момент: в этот году для подачи в визовый центр требовали нотариально заверенные перекрестные доверенности на каждого родителя с разрешением ввоза/вывоза ребенка, не смотря на то, что летишь полной семьей. Оказалось - упрощение жизни, если за границей кто-то из родителей подцепит COVID и попадет в больницу/даст дуба, а у второго закончится срок визы.
За 2 недели до отпуска начали сгущаться тучи, запахло очередным переносом - ситуация была неопределенной, я категорически отказывался доплачивать оставшиеся 40%. Прошла ещё неделя и вот долгожданный звонок - документы и билеты готовы. За счет разницы курса стоимость тура выросла на 17 000 рублей, составив 192+. Забирая документы получил инструкции что/где заполнять для въезда в Грецию. Оказалось, что Греческий МинЗдрав полностью признает на Sputnik-V и при заполнении Passenger Locator Form (PLF) – на сайте https://travel.gov.gr достаточно указать номер сертификата о вакцинации для получения греческого QR-кода для предоставления по месту требования. PLF проверяют у нас на стойках регистрации и специальный пост после прохождения паспортного контроля в аэропорту прилета, у 100% въезжающих. Помимо PLF ещё может понадобиться тест-ПЦР, сданный менее, чем за 72 часа до прилета. Но тут надо мониторить требования - они постоянно меняются. Мы сдали срочный ПЦР за 48 часов до вылета (по 1750 руб с человека), а за 24 часа до вылета требование по его наличию было отменено - обидно, однако! Хотя сейчас он опять нужен. Так же прилетающие подвергаются выборочному ПЦР тестированию (экспресс-тест) в аэропорту прилета (в нашей семье тестировали жену) - после взятия мазка 15 минут ожидания в специальной зоне, смска на телефон, указанный в PLF, с результатом. Если результат - Negative, то ты на отдыхе, если - Positive - ты на 10 дней на карантин, а члены семьи на тестирование. Всё выше описанное действительно для всех, кто старше 12 лет. Если 12 лет нет - пофиг на все тесты и PLF.
И так... Раньше ты получал визу, покупал билет, бронировал жилье и всё - отдых по мере сил и возможностей. Теперь процедура превращается в некоторый квест, который несколько бьет по кошельку, нервной системе и моральному духу отдыхающего ))))
Едем далее - Греция! А конкретнее о. Крит - самый большой греческий остров, омывается Средиземным морем, но местные Вам с радостью расскажут, что омывается он с каждой стороны своим морем - Критским, Ливийским, Ионическим.. До этого года не был ни разу, для тех кому лень читать - очень круто, всё понравилось, можете проходить далее!
Для остальных:
Сам отдых.
Отель расположен в 5 км от портового городка Айос-Николаос, как показала практика - жить в некотором удалении от города, решение верное! Место имеет приятное для русского слуха название - Амудара )))
Акцент на дорожном знаке - он находится на дороге, соединяющий крупные (по местным меркам) города и прострелян дробью. Если подняться выше в горы - там знаки простреляны 100500 раз, причем калибр такой, что через отверстия соседнюю гору видно. Видимо местный колорит.
Находится в бухте, имеет свой пляж, бассейны (взрослый/детский), 3 ресторана помимо основного, да и всё, что должен иметь отель на 5*. Бухта здорово защищает от волн и ветра, вода чистейшая - теоретически можно заехать по Al и весь отпуск дальше пляжа не ходить. Погода была +32...+36 днем, +18...+22 ночью, вода +25...+27, дождей не было ни разу, ветер был легкий, ненапряжный, волны были пару дней, но такие, что даже детей из воды не выгоняли.
Номер нам достался 2-х комнатный - у ребенка была своя комната, он был счастлив ))) Общая площадь без балкона - 40 кв.м. Заметьте - не люкс, обычный, таких там большая часть.
Кормежка отличная - разнообразная, каждый найдет себе по вкусу.
Т.е. отель рекомендую с чистой совестью - Blue Marine Resort and Spa Hotel.
Транспорт.
Обычно с бронированием авто в Европе проблем не возникает. Но, видимо, год ковида внес свои коррективы: по прилету 2 семьи гордо заявили, что в трансфере они не нуждаются, ибо вовремя подсуетились и заказали машины прям в аэропорту. Большинство прикинуло - скатертью дорога, меньше народа - больше кислорода.... Каково же было наше удивление, когда в автобус жены с детьми из этих семей начали грузиться в общем порядке, но с кислыми рожами. Сопровождающий культурно поинтересовался: "Какого лешего бояре едут с крестьянами в одной подводе?" Оказалось, что с машинами вышло кидалово - одну только вернули и её чистили и обрабатывали от короны, а вторую вообще ещё не вернули, а так как там был микроавтобус, то и замены в данный момент тоже быстро не найти. Мужья остались разбираться, бабы с детЯми - поехали по отелям.
Я решил не торопиться и пару дней, взбодрив печень, проверить как работает общественный транспорт и такси...
С общественным транспортом не сложилось - автобус, проходящий мимо отеля в сторону города, имеет зависимость расписания от дня недели и ходит 6-8 раз в день. Стоимость проезда (примерно 6 км) от отеля до конечной в городе - 5.6€ за троих.
Такси - понравилось больше. Первый момент: за примерно тот же путь - 10€, что не сильно дороже, учитывая разницу в удобстве и комфорте. Второй момент: в районе нашего проживания в такси работают исключительно МБ E-класса, разных модельных годов, но все, что довелось пользоваться, в практически идеальном состоянии. Хотя пробеги - моё почтение! Видел на одометрах от 378 ткм до 754 ткм... Когда катался по острову, обратил внимание, что вообще в такси подавляющее число МБ, в некоторых районах их разбавляют Супербы и Инсигнии. В итоге такси пользовались часто.
Но дальние поездки на такси - дорогое удовольствие. Поэтому для перемещения по острову и осмотра достопримечательностей пошел за прокатным авто. Какого-то конкретного желания не было, после посещения близлежащего городка было только одно понимание - машина должна быть маленькой )))
Т.к. улицы - пипец какие узкие:
Много одностороннего движения, местность холмистая:
С парковкой дело - швах:
Большой пепелац просто не найдешь куда поставить - будешь либо на окраине парковаться, либо на платных площадках, которых мало и расположены не удобно.
Обошел пару прокатных контор, цена за интересующий размер - от 45 до 60 €/сутки. Остановился на вот этом красавце за 55 €/сутки:
Подкупили два момента:
1. Он довольно свежий - 2017 год
2. Это же Ситроен! Согласно догме, распространяемой на АМ, он должен ввинчиваться в повороты сам, а серпантины в программе были )))
Мотор - 3 цилиндра, 1 литр, 69 л.с., момент - 95 Нм, потребляет 95-ый, по заявке производителя - около 4,5 л/100 км (сразу скажу - я так не смог)))
КП - механическая, 5 ступеней
Плюшки - кондей, стеклоподъемники электро (без Авто-режима), линзованный галогеновый ближний, есть ESP, есть система контроля давления в шинах (только сигнальная лампа, без измерения), есть забавные форточки на защелках в задних дверях, магнитола с ужасным звуком и отстойным приемом радио - присутствует.
Первые 10 км - ужас ужасный даже в сравнении с Ховером ))) Потом начинаешь привыкать и подходить к оценке менее предвзято:
Посадка - самой сиденье, на удивление, вполне удобно, с ростом в 194 см устроился комфортно, но за мной не сесть даже ребенку.
Эргономика - терпимо, кнопочки/крутилки - более-менее там, где надо. Есть подлокотник между сиденьями. Бесит, что некуда положить локоть левой руки (не хватает подоконника Диско, который по ширине больше, чем вся дверь С1), вымораживает управление музыкой.
Климат - хорош, кондей морозит знатно, даже в +34 хватает 2-ой скорости вентилятора и температуру не надо выкручивать на минимум. Тут вот прям порадовала повозка.
Свет - ближний так себе, дальний - огонь огненный, видно и широко и далеко.
ДВС - для передвижения равнинного и городского его хватает (без запаса, обгоны с уверенной дистанцией), но в трафике держаться можно вполне себе. Честно - не ожидал. Горы - понятно, что этот мотор не для движения по серпантинам, но... Но он едет, и я бы не сказал, что для этого приходится его насиловать через чур. Понятно, что вверх это 2-3 передачи и приходится крутить, вниз 3-4 - про существование 5 даже не вспоминаешь. Испытания в виде парковок на улицах с большими уклонами и в узкие карманы Цитрамону не нравятся - играть сцеплением приходится очень ювелирно (слава Богу педаль информативна), момента на низах для таких упражнений откровенно мало.
КП - механика прекрасна! Вот честно - то, что больше всего понравилось в этом авто. Передачи включаются четко, хода не большие, ни разу не возникло ни каких проблем. Учтем еще то, что это прокатный авто!
Шумка - её нет (вот совсем... полностью... даже не пытались...) звук закрывающейся двери похож на звук закрывающейся камеры хранения в супермаркете.
Ну и про ввинчивание )))
Спереди - МакФерсон, сзади - балка. Едет он в поворотах так, как едет любая другая машина весом в 900 кг и с низким центром тяжести. Ни чего волшебного в нем нет - да особо не кренится, да и от чего бы ему крениться? Подвеска жесткая (не до дискомфорта, но всё же), руль (тут гидроусилитель) - вполне информативен, колеса - 165/65R14, для него самый раз (резина была - подуставший Continenltal, 2017 год, видимо ещё заводской). Итоговое впечатление - подвеска как раз на его мотор, ну может чуть его перекрывает. При движении вниз с перевалов - можно пытаться начинать получать удовольствие от вождения, но это быстро надоедает. Если перестараешься со скоростью - недостаточная поворачиваемость при довороте руля сменяется избыточной.
Из Закроса ехали парой с Seat Mii:
Судя по наклейке - тоже прокатном, во своим возможностям авто ровны - ни он не смог оторваться, ни я не смог обогнать. Так что - французской магии не случилось.
Чутка фоток сего чуда. Салон:
Вид сзади:
В целом он симпатичный, диссонанса ничего не вызывает.
Пробег установить не возможно:
Одометр "заморожен" на одном значении - потом спрашивал у местного водителя: Зачем? Говорит: ну ведь продать то его потом тоже надо, а прокатные по 35-40 ткм в год наезжают.... Поэтому приходится "что-то изобретать"...
Расход 95-ого: когда брали машину был 5,9 л/100 км, мы проехали около 1100 км - показал 5,8 л/100 км.
Стоимость 95-ого доходит до 1,91€/л, я нашел АЗС BP с ценником 1,737€/л и был счастлив (около 151 руб/л). Кстати, бесит, что АЗС не все круглосуточные - большинство закрывается в 22-00 ... 23-00, если не успел - твои проблемы.
Итог по Цитрамону - в процессе эксплуатации отношение сменилось с откровенно стёбного, до - "машина вполне имеет право на существование" как вариант для жены на работу ездить.
Позже, общаясь с местными, пришло понимание любви европейцев в малообъемным турбо-моторам - система налогообложения: мы привыкли думать, что она у них зависит от Евро, но это не совсем так. Изначально она зависит от объема ДВС:
А уже к этой ставке идет экологический коэффициент:
Т.е. даже если у тебя авто с Евро 6 (не более 130 грамм на 1 км пути - третья строчка и коэффициент 1,0), то машина с объемом более 2-х литров становится уже накладной. А вот л.с. у них ни кто не считает.
Про транспорт в отпуске - вроде как всё.
Экскурсионная составляющая:
Большей частью досуг организовывали сами. Сгоняли в КритАквариум - хороший не большой океанариум, уютный, приятный, рекомендую.
В нем же как следует потестил новый объектив:
Все фото через стекло, в контровом свете, без стаба, с рук, через CPL-фильтр. Все рыбы плывут в момент фото ))) передаю привет любителям фоток со смарта...
Покатались по различным "диким" пляжам - фантастика! Они в различных частях острова абсолютно разные и везде просто отличнейшие. Вода везде кристально чистая.
С серпантинов открываются классные виды:
Сгоняли на плато Лассити:
Ребенок хотел в пещеру Зевса, мы - не хотели, но куда деваться )))) Народ, для тех, кто был в НовоАфонской пещере Абхазии, пещера Зевса - шляпа полная, вот вообще не стоит внимания.
На фото практически всё содержание объекта культурного наследия...
Рядом с пещерой Зевса есть тематический парк по мотивам греческой мифологии - вот туда сходить рекомендую.
В горах нашли мастерскую по изготовления ножей, не "китай-перепродай", а именно цех с полным циклом производства.
Атмосферно оформленный вход:
Там русско-говорящий грек рассказал про обычай в 6 лет мальчикам дарить первый нож. В срочном порядке пришлось приобретать внимательно слушавшему его сыну )))
Небольшой магазин на территории (часть витрины):
Изделия вполне себе, но не то, чтобы прям глаза горели. Поэтому себе ничего не приглянулось. Цены очень демократичные - за тот, что выбрал сын, отдали 6€, позже на побережье в магазине видели их продукцию по 18€ за точно такой же.
Для поездки в Кносский дворец выбрали VIP-экскурсию. Оно того стоит - большой 45-ти местный автобус на 18 человек группы, аудио-гид + планшеты с "дополненной реальность" - однозначно рекомендую.
Самая узнаваемая фотография в мире, даже на обложке учебника истории в школе была:
Ну и самая желанная поездка моей жены - о. Санторини:
Да необычно - домики светлых тонов с голубыми крышами каскадами заполнившие склоны острова вулканического происхождения, местами даже красиво! Жен/подруг везти обязательно - наделают классных фоток для соц.сетей ))) Но в целом - один раз заехать, для удовлетворения собственной любознательности.
Поездка не сильно бюджетная: остров находится в 110 км от Крита, паром выплывает либо из Ираклиона, либо из Николауса (наш вариант). Три варианта паромов - обычный (пассажиры+автомобили, примерно по 10€ с человека) плывет 4+ часа, SeaJet (наш вариант, пассажиры+автомобили, по 13,5€ с человека) плывет 3 часа, SeaWays (в момент нашего пребывания на Крите не ходили, это вроде как VIP вариант, заявлен как чисто пассажирский, был по 22€ с человека) плывет 2,5 часа. На острове либо такси, либо прокатное авто (я бы выбрал прокатное, если приезжать более, чем на 1 день) - мы обошлись такси. Общие впечатления - красивый рынок под открытом небом. Покушать дорого или неприлично дорого. Народ лезет фоткаться везде и даже на крышу церкви - поэтому есть даже такие плакаты:
На острове есть классные пляжи с вулканическим песком - рекомендую посетить, видимо за счет активного в подводной части вулкана, вода в море очень специфическая, приятная, выходить не хочется.
Что еще из не обычного...
Понравились их монастыри - отличаются от наших (хотя вера у нас одна), они более скромные, уютные, находиться в них приятно, нет излишнего пафоса и вычурности, как в наших.
По основным моментам вроде бы все, букв получилось много, кто читать не любит - извиняйте )))
Возвращаясь к основному вопросу: путешествия в эпоху COVID - надо ли оно Вам?
Одна чаша весов - со знаком "-":
больше занимает подготовительный момент (документы, разрешения, оформления)
возможность заплатить и обломаться (ситуация меняется стремительно - бывает что в течении суток в диаметрально противоположную сторону)
общий риск COVID - можно подцепить в поездке и тут как пойдет
стоимость - туристические страны сейчас сильно в минусах по доходам и пытаются компенсировать малое количество туристов стоимостью услуг и товаров
Друга чаша весов - со знаком "+":
сами путешествия стали удобнее - меньше вылетов = меньше очередей в аэропортах
общий риск COVID - больше внимания на гигиены в местах общего пользования
улучшилось обслуживание в сферах общепита и услуг - народу мало, обслуживающий персонал не так замотан и его больше на единицу посетителей
Ну и основное преимущество сложившейся ситуации в 3-х фото:
Причал о. Санторини:
только паром, на котором мы приплыли - 350 человек и всё ))) 3 парома в день
Центр Ия на о. Санторини
фото улиц Ия в нормальное время тут недавно выкладывали форумчане
Парковка около Кносского дворца:
2 автобуса, ну ещё несколько семей приехало на легковых авто - до пандемии дворец посещало 15-18 тысяч человек в сутки!
Т.е. правд был Шнур - люди, путешествуйте сейчас, второй раз увидеть такие места безлюдными может уже не получиться.
Вот как-то так... Надеюсь осилите ))) Welcome в комментарии.
p.s. Ну и так, чисто на контрасте с прошлогодним Адлером - ну вот не тянет на курорты КК, прям совсем, хотя я и про Адлер не писал ничего плохого и вернулись от туда на позитиве... Но прости КК - лучше в Турцию по "горящей путевке" ))))
А на черепашьем озере Курна не были?