Путешествие: Путешествие на Кавказ. Дубль 2!
Здравствуйте, дамы и господа!
Поездка на Кавказ в июле текущего года так запала мне в душу, что захотелось съездить туда еще раз. И тут супруге удалось договориться на работе об отпуске на вторую половину сентября, на 2 недели. Она тоже хотела посмотреть места, которые меня так впечатлили. Все совпало и мы спланировали отпуск таким образом: 3 ночи на Минеральных водах, 3 ночи в горах в Теберде, затем неделю на побережье. Чуть позже договорились с дочкой и ее мужем, что на побережье мы встретимся и проведем неделю вместе. Потом вместе уедем в Москву на машине.
Таким образом, некоторая часть моего отпускного путешествия совпала с июльской экспедицией, но я постараюсь в своем рассказе не повторяться, опишу в основном то, чего в первый раз не видел.
Выехали как обычно с дачи (недалеко от М4) рано утром, ночевку запланировали под Ростовом в городе Батайск – там дешевле, чем в самом Ростове. До отеля было чуть больше 1000 км, проехали очень легко, без приключений. Хотели немного посмотреть Ростов, но не сложилось – оставили на следующий раз.
Утром, выехали в Минводы. Отель забронировали в Ессентуках, но, поскольку приезжали туда довольно рано, решили сначала заехать посмотреть Кисловодск.
Очень красивый и ухоженный город. Питьевая галерея бесплатная, очень красивая – прямо дворец!
Попробовали разных видов минеральной воды, потом немного погуляли по городу и по курортному парку. Везде ухожено и красиво.
Выехали в отель и часам к пяти вечера были в Ессентуках. Разместились, успели погулять по курортному парку. Тут скромнее и спокойнее, чем в Кисловодске, но уютно. Минеральная вода тоже бесплатно. Поужинали в ресторане около отеля (хотели в курортном парке ядом с фонтаном, но, слава Богу догадались посмотреть отзывы). Цены приемлемые, готовят неплохо.
Встречаются удивительные машины, почти музейные экспонаты, отражающие местное представление о прекрасном...
На следующий день была запланирована поездка в столицу Северного Кавказа – Пятигорск. Поехли на электричке, так как железная дорога Кисловодск – Минводы сама по себе памятник архитектуры, большинству станционных построек больше 100 лет. Поезда, кстати, все новые, лучше, чем в МО.
Город оживленный, состоит из 2 частей – центральной внизу и курортной у подножья горы Машук. Везде все что на виду вполне ухоженное и красивое.
Вход а Провал со времен Остапа Бендера все еще бесплатный)))
На горе Машук.
Так, как в первый день мы успели посмотреть Кисловодск, то последний день на Минводах решили посвятить поездке в горы Кабардино-Балкарии. Заодно посмотреть Голубые озера и посетить источник в Аушигере– бассейн с горячей минеральной водой.
Через Нальчик проехали рано утром и сразу в горы. Дорога очень красивая, с трудом находил время на управление машиной, больше смотрел по сторонам. Для самых правильных уточняю - это была шутка. Но в каждой шутке есть доля шутки))))
После села Верхняя Балкария надо проехать КПП пограничников, очень вежливые, но серьезные ребята. Проверяют паспорта и дают подробный инструктаж куда нельзя ходить, чтобы не попасть в погранзону (в прошлый разу меня был пропуск, в этот не было).
Доехали на машине до конца дороги на высоте примерно 2200 м. Переоделись и пошли пешком. Погода была великолепная, настроение отличное, только жаль, что было мало времени. А так можно было бы дойти до ледника.
После прогулки спустились в село, зашли в гости к Ильясу, инспектору Кабардино-Балкарскго заповедника. Поговорили о жизни, поели хычины и сыр – все домашнее.
Дальше наш путь лежал к Голубым озерам. Красиво, но ничего особенного... Обычные горные озера и куча туристов...
Потом мы съездили в Аушигер, на горячие источники. там большой бассейн прямоугольной формы с дном из мелкого гравия в одном углу труба из которой течет горячая минеральная вода, в другом слив. Температура тем выше, чем ближе к входной трубе. Струя в трубе довольно горячая, рука терпит, но на пределе. Вход стоит 100 руб. с человека. Время не ограничено, из удобств – пара кабинок для переодевания и скамеечки по периметру. Забавно.
Вернулись в Ессентуки уже по темноте. В Нальчик так и не попали, Яндекс провел в обход.
На следующее утро мы выдвинулись в Карачаево-Черкесию, в Теберду. По дороге на мойке самообслуживания помыли машину от пыли, которой налипло в горах немеряно и всего за 50 руб))).
Совершено случайно увидели указатель на Медовые водопады, свернули и не пожалели! Там очень красиво и необычно. да еще мы приехали часов в 8 утра – там никого не было.
Пока смотрели водопады открылись местные кафе. Позавтракали с видом на водопады. Цены более чем приемлемые.
Дальше нас ждала красивая дорога через перевал Верхняя Мара, я ее описывал в прошлом отчете. Приехав в Теберду, в первую очередь посетили зоопарк при Тебердинском заповеднике. Это тоже уже было, не буду углубляться.
На следующий день поехали в Домбай, поднялись на верх, но, в отличие от прошлого раза уже за деньги, очень недешево – по 1050 руб. с человека туда и обратно на все 3 очереди подъемника. Нижняя с закрытыми кабинками, вторая с открытыми шестикресельными, последняя с четырехкресельными.
По сравнению с июлем горы немного изменились – почти не осталось снега, растительность стала менее яркой, но более разнообразной по цвету.
На следующее утро поехали в Архыз. Сначала осмотрели Храмовый комплекс Нижнего Архыза, состоящий из 3 христианских храмов 10-13 веков. Храмы, в отличие от Сентинского в Теберде в неплохом состоянии, отреставрированы и в целом нет ощущения заброшенности. Северный храм самый интересный и в хорошем состоянии, средний в среднем состоянии, а верхний – это самый древний действующий православный храм в России. Мы попали как раз на службу, немного постояли.
Северный храм.
Затем поехали дальше, в горы, но тут нас ждало разочарование. Представляли себе Архыз по аналогии с Домбаем, а там... стойка, грязь, подъемники не работают. Да еще по шоссе гоняют скот в каких-то нереальных количествах. Когда ехали вверх, против движения скота еще ничего, можно просто остановиться и подождать пока они пройдут, а вот обратно, в попутном направлении, бараны занимают всю дорогу от отбойника до отбойника и их нужно как-то объезжать или ехать за ними 3 км/ч...
Обратный путь вел через станицу Зеленчукская, известную каким-то огромным радиотелескопом, мимо которого мы проехали, увидев только загадочные заросшие кустами конструкции. Но зато потом увидели небольшую шашлычную. Остановились и купили там пару шампуров шашлыка, отъехали немного в холмы и устроили отличный пикник. Шашлык оказался просто великолепным. Такого замечательного шашлыка из баранины я никогда не ел. Жаль запить вином было нельзя, ждала дорога. Потом хозяйка апартаментов в Домбае нам сказала, что шашлычная эта известная и туда специально ездят аж за 80 км...
По дороге мы осмотрели еще один старинный храм – Шоанинский он находится в совершенно неприступном месте на скале. Очень впечатляет. Храм охраняется, внутри все ухожено, вход бесплатный.
Незаметно настал момент, когда познавательная часть отпуска подошла к концу и ранним утром мы выехали в Геленджик. Дорогу выбрали самую красивую через Апшеронск и Хадыженск и Шаумянский перевал. Доехали незаметно, перевал доставил море удовольствия. На грейдерной части дороги я ехал быстро, обгонял всех подряд, повороты проходил с небольшими скольжениями. Давно не получал такого удовольствия от быстрой езды.
В районе Туапсе выехали на Сочинский серпантин. Трафик был умеренный, доехали до Геленджика довольно быстро, пробок было очень мало, хотя дорога ремонтируется повсеместно, особенно на участке Джубга – Геленджик.
В отеле встретились с детьми, которые прилетели накануне.
В Геленджике у нас было ровно 2 дня с летней погодой.
Потом поднялся ветер Норд-Ост. Сильный, ломает ветки, переворачивает палатки. Но было солнечно и вода в море оставалась теплой. Пляж около отеля с обратной стороны Тонкого мыса оказался хорошо защищен от ветра и волн. Мы купались каждое утро, хотя с каждым днем становилось все холоднее.
Дальше произошел неожиданный поворот. выяснилось, что дети, впечатленные нашим рассказом о горах хотели бы на обратном пути посмотреть их..
Сказано-сделано. договорились с отелем об аннуляции одной ночи и забронировали апартамент на Домбае. Выехали ночью, часа в 3, чтобы иметь в своем распоряжении целый день. Поехали через М4 и Горячий ключ. Описывать подробности не буду, почти все для нас повторилось, за исключением посещения замечательного водопада в Домбае. Съездили туда на УАЗе, хотя дорога приличная, можно было доехать и на Ситроене. Водопад впечатлил.
Сразу после водопада выехали домой, остановились ночевать в Аксае за Ростовом. На следующий день без приключений доехали домой.
Про машину.
После июльской поездки заметил порванный чехол рулевого наконечника и ощутимый люфт. Так что купил наконечник (оригинал 1200 руб.) и заодно сайлент-блок нижней опоры двигателя (оригинал 1000 руб, проблему с ним я описывал в отчете о самостоятельном ремонте). Работы сделал в сервисе Франсавто в Измайлово. Обошлось чуть меньше 5000 руб. включая регулировку углов установки колес. Еще на сервисе посмотрели внимательно все, что смогли, никаких проблем больше не нашли.
Машина показала себя хорошо. Тихо, спокойно, надежно. На местных кавказских дорогах очень помогает способность машины поддерживать одинаковый дорожный просвет, независимо от нагрузки. Местами даже пригодилась ее способность приподняться на цыпочки... Никаких проблем во время поездки замечено не было. На высотах ближе к 2000 м мощность заметно теряется, но в пределах разумного. На горных дорогах коробка переключается адекватно, на спусках эффективно тормозит двигателем, подтыкая нужную передачу. Хорошо передач не много, запутаться сложно)))). Единственный косяк в ПО коробки – это нежелание переходить на 1 передачу на маленькой скорости на очень крутых подъемах, при том, что на 2 машина карабкается с большим трудом. Приходилось переключаться в ручной режим.
Общий пробег составил 5800 км. Масло добавил 1 раз около 300 мл. Расход бензина составил 8,6 л/100 км.
Про дороги.
Они постепенно становятся все лучше. В Ростовской области на М4 осталось мало участков с раздолбанным правым рядом. Но фуры часто едут по левому, даже там, где правый нормальный. Это неприятно, но в остальном движение спокойное, летящих под 200 очень мало, спасибо камерам. В самом Ростове народ спокойно ездить не может, обгоны через сплошную в порядке вещей, причем бессмысленные, для опережения 2-3 машин в километровой веренице... На обратном пути местные ростовские мне пару раз настойчиво мигали фарами, несмотря на то, что я никогда не еду в левом ряду, если передо мной пустота, а не другая машина в 10 метрах.
Кавказские водители – это отдельная песня. Но мне, если честно они понятнее, они местами спешат, рискованно обгоняют в поворотах, но при этом вежливы и не агрессивны.
Получил 2 штрафа по 500 руб., один из Ростовской области М4 – 121 км/ч при разрешенной 90. Второй из Геленджика – 61 при разрешенной 40. Кажется 2 раз за рулем была дочка)))
Да, часть дороги, включая серпантины, за рулем была дочка. Для нее это хороший опыт. Если попадет на сложные горные дороги без меня, теперь я буду за нее спокоен.
Ну а младший на этот раз остался дома. Вставал в 6 утра, гулял с собаками, потом ехал в школу и должен был обязательно вернуться домой не позже 6 вечера, чтобы опять погулять с собаками. Такого интенсива у него еще не случалось... в целом справился и вроде учебу даже не завалил. Нашему возвращению он был искренне рад, что не удивительно)))
Всем Мира, Добра и Удачи.
Спасибо за внимание!
молодец. класс. обожаю теже горы, что и ты.
И тоже как последний дураг прусь туда выпучив глаза на своем автомобиле.
Большинство считает правильней полететь в Турцыю или еще куда.
А мне это все на хрен не надо - затупить на каком нибудь горном склоне и пустить слюну восторга и чтобы туда на своей бибике доехать - боле ничего и не надо. Но скорей всего это не правильно.