Неисправности: Французские капризы
Добрый день, дамы и господа!
Вот и меня, после 20 лет эксплуатации Ситроенов и Рено, достали легендарные капризы французской электрики. Причём не вскользь, доставив небольшой дискомфорт, как могло бы быть при отказе какого-нибудь климата или магнитолы, а достали в самое сердце.
На скорости около 90 км/ч на трассе А107 в районе Егорьевского шоссе машина заглохла. Сразу и надолго, как будто я на ходу выключил зажигание. В чём то мне, конечно, повезло... был солнечный, но не жаркий день, а не морозная ночь, на дороге была широкая обочина, я ехал в компании жены и сына к друзьям за яблоками для кальвадоса, а не отвозил кого-нибудь в аэропорт. И мобильная связь, включая интернет была в этом месте нормальная. В этом плюсы)))
Минусы в том, что я не смог на месте ничего сделать, из инструментов у меня была только отвертка-превертыш. Спасибо Роману, какой информацией мог - оперативно помог. Проверил предохранители, на вид все целые, проверил бензонасос - молчит. Но это ни о чём не говорит, причин может быть масса.
До дома 40 км. Крутили-вертели как быть, такси/автобус, просить соседа и другие варианты - всё не то. Расстояние для автоматической коробки при буксировке критическое, её ремонт сейчас ой как дорог. В общем нашли эвакуатор и вернулись на нём. Хорошо, водитель разрешил сидеть в кабине втроём.
Дальше текст будет иметь исключительно техническое содержание, наверняка понравится не всем, так что кому не интересно, можно и пролистать. Спойлер: история закончилась хэппи-эндом)))
Дома подключил Лексию, прочитал ошибки.
Набор ошибок по форсункам, катушке зажигания и лямбдам указывает на проблемы с питанием. После консультаций со знающими людьми и изучением форумов понял, что у меня не срабатывает "главное" реле - оно как раз включает весь набор потребителей, по которым были ошибки плюс бензонасос.
Подал питание на нужный предохранитель и машина завелась. Отлегло, но... вот с этого момента настоящие приключения только начались)))
Дело в том, что реле и предохранители находятся в блоке BSM (подкапотном блоке предохранителей). Реле несъёмные, припаяны и залиты герметиком. Сам бок состоит из 2 плат одна над другой, верхняя силовая, на ней как раз реле и предохранители, нижняя с электроникой, платы соединены между собой немереным количеством ножек, всё намертво припаяно. То есть никаких шансов штатно заменить реле нет.
Блок производства фирмы Siemens VDO, но сделан во Франции.
Вроде мы при таких вводных напрашивается вывод о том, что надо просто купить новый блок. А вот и нет! Их нет в природе ни за какие деньги. Видимо европейская промышленность разучилась делать столь наукоёмкие устройства))) Можно купить б/у, но и тут засада, даже две. Первое - блок будет примерно такого же возраста и наверняка от машины с ещё бОльшим пробегом, а гарантия в лучшем случае 2 недели. И второе - разновидностей этих блоков, одинаковых на вид великое множество. Насколько я понял, базовые функции вроде управления двигателем и освещением будут работать от любого, а вот с разными опциями могут быть неприятные сюрпризы... ещё нашел фирму в Питере, которая чинит эти блоки и продаёт отремонтированные. Гарантия - 3 месяца. Не густо. Цена б/у и восстановленного от 15000. Так себе лотерея. Остаётся последний вариант: колхоз. Его я и выбрал, хоть и не хотел.
Насмотрелся разных видосов на ютубе, причем что интересно - много англоязычных, видимо эта проблема добралась до всех владельцев пожилых машин PSA. Сделал свой вариант, не совсем такой как у других, но, на мой взгляд вышло надёжно. Заказал для начала 2 универсальных реле Bosch. Когда они пришли начал крушить блок.
В итоге, когда я выковырял все внутренности реле, получилась такая картина.
1 - плюс питания
2 - плюсовой вывод к силовому предохранителю. То есть 1 и 2 - это контакты реле.
3,4 - управляющие контакты (обмотка реле).
Ко всем, кроме первого подпаял проводки без проблем. А вот первый, как оказалось болтается на плате. Кстати, возможно кольцевая трещина на нём и была первопричиной поломки, а вовсе не отказ реле. Чтобы подпаять снизу этот контакт, я вырезал в блоке сбоку дырку. Через неё можно было подлезть паяльником к нужному контакту. Паять там надо очень осторожно - капля припоя может попасть на нижнюю плату с микросхемами и запросто положить блок.
Припаять у меня получилось, но затея с дыркой оказалась ошибкой. Дело в том, что после элементарной прозвонки контактов я понял, что контакт 1 напрямую соединён с силовой шиной по которой питается весь блок и подключать провод именно к этому контакту совершенно необязательно.
При первой установке блока после моего ремонта машина не завелась - оказалось, что отломался от платы контакт 3. Тогда я решил, что эта пайка вслепую - не мой метод, не настолько я опытен в этом деле, и надо идти другим путём. Тогда я просверлил отверстия в пластине контакта 2, а также в шине питания. К этим точкам я подсоединил на маленьких болтиках провода к контактам реле. Для управления реле плюс я взял с одного из предохранителей (на котором появляется напряжение при включении зажигания), а минус подсоединил к кузову автомобиля, так как в блоке BSM на виду масс нет нигде. Собрал на скрутках, реле закрепил с помощью пластины над блоком.
Как-то так)
Установил и машина завелась. В таком виде я проездил недели 2 без проблем. Все функции в машине работали корректно.
За эти 2 недели я заказал набор предохранителей, предохранитель с отводом и полиуретановый герметик.
Как раз сегодня снова снял блок, оптимизировал длины проводов, пропаял скрутки, закрыл все клеммы и соединения термоусадочным кембриком.
Управляющий контакт подключил через предохранитель с отводом.
Положил бок на ночь на батарею, чтобы высушить, потом заклеил дырку герметиком, а также залил им место, где были контакты от старого реле.
Установил блок на машину.
На этой фото видно как протянута дополнительная "масса".
Машина снова завелась. Ошибки стёр. Надеюсь, что этого ремонта хватит надолго - соединения надёжные, реле вроде бы тоже, никакие другие цепи я своим колхозом не перегружаю.
Длинно получилось, но короче не смог, извините. Спасибо за внимание.
Всем добра, здоровья и мира!
Браво!!!!!