Эксплуатация: Remote control
Доброго времени суток!
Продолжаем издеваться над форумчанами )))) Немного ликбеза про цифровые шины современных автомобилей и их влияние на нашу жизнь.
Начнем из далека - было время, когда автомобили были полностью аналоговые (ну или теплые ламповые, как любят говорить многие), выражаясь более доступно - чтобы в машине что-то включилось/выключилось к исполнительному механизму нужно было протянуть проводок, а в большинстве случаев ещё этот исполнительный механизм добавить. Что не добавляло надежности всей системе и повышало сложность обслуживания.
Далее мы будем рассматривать автомобильную продукцию развитых стран (не РФ), эта ремарка к тому, чтобы даты не шокировали.
Для борьбы с засильем проводов по всему автомобилю в 1980 году компании Bosch и Intel совместно придумали CAN-шину, мультизадачная система управления вспомогательными устройствами со скоростью передачи данных в 1 мбит/с. Шина имела разделение на 2 уровня High и Low, что обозначает напряжение с которым работает каждая шина. В материальном исполнении это выглядит как витая пара, где 1 провод High, второй - Low. Высокое напряжение - для ответственных исполнительных механизмов, низкое - для индикации и управления.
С внедрением CAN-шины мы получили самый известный разъем в автомобиле - OBD II, используемый для диагностики, настройки и мониторинга блоков управления.
И всё было ровно, пока пользователи во главе угла ставили технические характеристики автомобилей - рулить ДВС, АКПП и блоками безопасности хватало обычной CAN-шины.
Но человек хочет не только ехать, но ещё и комфортно ехать, и появилась LIN-шина, данное событие датируется 1999 годом. Это однопроводная шина для обмена более простыми сигналами, основная задача - разгрузить CAN от второстепенных (комфортных) функций, таких как замки дверей, климат, фары, стеклоподъемники, различные датчики. Уменьшить количество соединений и проводов - читай удешевить конструкцию, ибо каждый хороший разъем стоит денег.
Схематично разница между авто без/с LIN-шиной:
Но запросы потребителей не стояли на месте, количество эл.блоков росло и стали появляться автомобили с 2CAN и 2LIN шинами. Т.е. начался регресс - количество проводов стало опять расти, сложность коммутации увеличиваться. Так же ситуацию сильно усложнило появление в автомобилях блоков ADAS - Advanced Driver Assistance Systems, интеллектуальные системы помощи водителям автомобилей или камеры и радары. И вот именно появление систем ADAS стало импульсом к переходу с простого CAN на CAN FD, данным событием ознаменовался 2016 год. Так как объемы информации стали огромны, скорости передачи обычной CAN не хватало. Для сравнения:
- CAN: 1 мбит/с, 8 байт в 1 пакете
- CAN FD: 12 мбит/с, 64 байта в 1 пакете
Помимо выше перечисленных шин в автомобилях применяется оптическая шина - MOST, для связи мультимедийных блоков, и шина 2,4 ГГц для связи с датчиками, которые сложно подключить проводным способом (например датчики давления в шинах и блоки управления прицепами).
Так вот к чему я все это... Во-первых - немного поднять уровень образования замечательных софорумчан. Во-вторых - данное развитие автомобильных технологий подтверждает, что во главе угла всё таки стоит комфорт эксплуатации.
И мы переходим у следующему коммуникационному звену: автомобиль-водитель. Пока водитель внутри - всё просто: кнопочки, экранчики, рычажки и даже голосовое управление. Но как только водитель покинул автомобиль - связи сжалась до радиоканала штатного брелока (5-10 метров обычно). И, естественно, человек начал искать решение этой проблемы. Самым простым стали - сторонние сигнализации. Первоначально с дополнительными брелоками, которые могли обеспечить связи с авто на 1,5-2 км в условиях городской застройки, а потом с GSM модулями, которые окончательно разрушили барьер по связи как прямой, так и обратной.
Но автопроизводители тоже реагируют на запросы рынка и появляются штатные решения для удаленного контроля автомобиля. От самых простых - типа программирования недельного таймера, предпусковых подогревателей:
Более продвинутых - от производителей данных подогревателей:
До откровенно идиотских - типа "автозапуск ДВС" комбинацией нажатия кнопок на штатном ключе (с соответствующей дальностью действия).
И всё это воспринималось как некий "костыль", особенно на фоне сторонних сигнализаций и их мобильными приложениями.
Поэтому автопроизводители начали разрабатывать свои блоки - Remote contol и свои мобильные приложения. Естественно начали с премиум сегмента - Volvo on call, My BMW, Audi Connect, Mersedes me Connect (кстати, самое толковое).
Плюсы таких решений - полная интеграция с системами автомобиля (не "Вася" прикрутил, а на заводе установили). Поддержка ОД и распространение на них основной гарантии.
Минусы - в 90% случаев убогий функционал, ограничивающийся указанием автомобиля на карте и возможность удаленного запуска ДВС и климата.
Ещё раз - из всех имеющихся, у MБ самое удобное и продвинутое.
Ну и мы переходим к нашим китайским друзьям. Которые, как мы уже выяснили ранее, не придумывают ничего передового, а донашивают разработки старших братьев. Что же предлагает нам GWM?
А предлагает он нам устройство под названием T-Box. Это штатный блок телеметрии с GSM и GPS модулем, связанный с автомобилем по выше описанным шинам. Управляется этот блок через мобильное приложение (для каждой марки в корпорации своё, в моем случае - Tank).
Каков функционал? Ну какой функционал! Это же китайцы, о чем вы...
Всего на всего:
Возможно удаленного запуска ДВС, включения климата, подогрева лобового, предзапуск по расписанию в морозы, управление сиденьями.
Мониторинг давления в шинах, открытия/закрытия дверей, емкости АКБ, пробега, уровня топлива.
Возможность включать/выключать подогрев и вентиляцию каждого сиденья в отдельности с различными уровнями и на различное время.
Возможность указания гео-зоны, выезд за которую будет оповещаться уведомлением на телефон.
Возможность прокладки маршрута к автомобилю от владельца.
Точки POI с привязкой по ближайшим, нужна АЗС в незнакомом месте - спроси в приложении Tank, постройка маршрута до выбранной точки.
И вроде бы уже хорошо, но GWM показалось мало:
тут же можно купить машину, указав удобного ОД, где заберешь
Можно копить бонусы, а за них потом покупать оригинальные аксессуары с бесплатной доставкой до ближайшего ОД. Причем цены более, чем гуманные - оригинальные поперечины на релинги - 15 000 руб, ковры - 8 000 руб, крепление для велосипеда - 13 200 руб.
И этого показалось мало, поэтому прикрутили:
Свой форум с постоянным участием представителя марки (именно марки, а не ОД). И это очень действенное решение различных проблем - куча ситуаций, когда кого-то не устраивает поведение ОД => пост в приложении => воздействие представителя марки на ОД в течении суток! Пробовал лично - долго регистрировали машину в системе T-box, после публикации поста - 2 часа и все готово. Причем очень лояльная модерация - не удаляют даже отрицательные отзывы.
И какова стоимость - 5 лет компания GWM оплачивает SIM карту, установленную в модуле, далее будет годовая подписка. Данный договор подписывается при получении автомобиля.
Вот такой Вам пост о цифровизации современных автомобилей и конкретно моего.
p.s. считаете - помахал ручкой нашему казахстанскому софорумчанину, прям от души ))))
упсс, молодой человек, я ышшо Ваши давешние воскресные инсинуацыи с цветом Джипа не срозумел, а туточки заново стока насыпано!
для замкадышей: чутка по-подробнее, оп чом именно это вы?