Kia Sorento 2.2
2011 г.
2.2 л. дизель
197 л.с.
АКПП
полный привод
ноябрь 2016
1
Железнодорожный
25 ноября 2016 в 11:44

Путешествие: Мертвые Моря (Российские) - Баскунчак, Эльтон...

Учитывая то, что в этом году мы уже были на западе (Беларусь), на востоке (Армения), севере (Пинежье), в конце августа решили съездить на юг – искупаться в соленых озерах Баскунчак и Эльтон, посмотреть Волгоград, а на обратном пути заглянуть в гости к Пушкину, в Большое Болдино. Да и кольцевой маршрут интереснее, чем возвращаться тем же путем.

Ссылка на карту: https://yandex.ru/maps/-/CZgx649V

28.08. До Ахтубинска (1112км) добрались за 11,5ч чистого времени 12.20 общего, средняя скорость 96км/ч по борткомпьютеру. Дорога сюрпризов не преподнесла, её качество заметно улучшилось по сравнению с предыдущими годами (1-2 раза в год езжу в Астрахань на рыбалку). На пунктах оплаты (участок МКАД – Кашира) не стояли. Ночевали в гостинице "Взлет", неплохая гостиница с удачным соотношением цена/качество (1900 р/сут за 2-х комнатный номер), пробудившая воспоминания о совке: крашенные паркет и плитка, в туалете допотопный бачок с веревочкой, цементные плинтусы в санузле. Апофеозом был моноблочный оконный кондиционер, грохочущий компрессором так, как у старого электропоезда ЭР1.

29.08. Утро начали с осмотра Ахтубинска, посмотрели необычный памятник с верблюдами (посвящен 902 полку, использовавшему вышеназванных животных и дошедший до Берлина)

парк с памятником Чкалову

и мемориал "Крыло Икара", посвященный погибшим летчикам-испытателям.

Он особенно понравился, сделан с душой, рядом со стелой, символизирующей крыло Икара, установлены тумбы с фамилиями погибших испытателей. К сожалению, список весьма велик. Затем отправились на священную гору Богдо, взяли экскурсию (190р/чел, гид входит в стоимость билета, но дополнительная благодарность приветствуется). По дороге проехали мимо мусульманского кладбища.

От Нижнего Баскунчака до горы идет грунтовка длиной ~ 12 км. Грунт в астраханских степях глинистый, в случае небольшого дождя превращается в очень скользкий кисель, проехать будет проблематично даже на заряженном джипе (нам повезло +33С, на небе ни облачка). Сама гора не очень высокая, 149 м над уровнем моря (171 над оз. Баскунчак), но живописная. На ней встречаются интересные и необычные формы выветривания.

Ну и как водится, с высокого места всегда интересно посмотреть вокруг: в одну сторону до горизонта степь, в другую белоснежная соль озера. Вдали виден соледобывающий комбайн, вгрызающийся в "белую смерть" и отправляющий её в вагоны.

После Богдо мы поехали к озеру, нашли сарай с душевыми кабинками под открытым небом, откуда местные УАЗоводы развозят желающих к различным точкам озера (250-500 р в зависимости от расстояния). Еще 2 года назад вместо видавших многое на своем веку УАЗиков использовались мотоциклы с лавками на 5 человек вместо люльки. Сейчас этот беспредел силами Гайцов ликвидирован, а жаль, прокатиться на мотоцикле было бы интереснее. Но и на открытом козлике то же неплохо, тем более, что ехать то всего несколько минут. Технология такая: вас везут до места, оставляют там, потом если вас не затянула рапа и не съели степные волки, когда вам надоест, вы звоните и за вами приезжают. Сначала мы отправились к грязевым лечебным ваннам – большое поле с соляными источниками и толстым слоем черной густой грязи, по консистенции и цвету напоминающей гудрон с запахом сероводорода.

Вдоволь нахрюкавшись належавшись в грязи, сполоснулись в более-менее чистой лужице мы поехали купаться непосредственно в Баскунчаке. Плотность воды в нем приблизительно как в Мертвом море, ~ 1330 кг/м3 (в "обычных" морях в среднем 1020). Озеро мелкое, еле нашел место, где не доставал ногами дна, но всплывал раньше, когда воды по грудь, начинаешь ощущать себя поплавком, раскачивающимся из стороны в сторону. В общем прикольные ощущения, как в Мертвом (были в 2010).

Искупавшись напоследок в дорогу в пресном душе вечером поехали в Волгоград, в гостиницу Friends (1683 р/сут с завтраком). В этот день уже никуда не ходили, было поздно.

30.08. Сначала поехали в музей-панораму "Сталинградская битва", где у нас заранее была заказана экскурсия продолжительностью 1,5 часа. Так как приехали раньше открытия, то немного погуляли по окрестностям, посмотрели руины мельницы

и дом Павлова.

Музей оставил приятное, но тяжелое впечатление. После него отправились на Мамаев курган, там тоже экскурсия была забронирована заранее. Мемориал конечно впечатляет своим размером и монументальностью. Я там был еще школьником в 86-87годах, потом в течении многих лет с 99-го и по сей день ежегодно проезжаю мимо по дороге на рыбалку в Астрахань. Но вот во взрослом возрасте заехал только сейчас. Жена была впервые.

Но, если честно меня куда больше трогают вот такие небольшие памятники как в Шлиссельбурге

или на п-ове Среднем, на хребте Муста – Тунтури.

Закончив осмотр мемориала, мы отправились на часовую прогулку по Волге на теплоходике. Посмотрели на город с реки, заодно отдохнули и подкрепились.

Сойдя на берег, мы пошли к вокзалу мимо тополя, пережившего войну,

площади Павших Борцов, здания универмага, где был взят в плен Паулюс.

Ну и подошли к пожарной каланче 1897 года, восстановленной после войны.

Напоследок прокатились на метротраме

к Мамаеву кургану, устроили вечернюю фотосъемку.

Метротрам – подземный трамвай, бегают старенькие сдвоенные Шкоды, этакое недоделанное метро. Кажется, в России больше нигде такого нет. Около гостиницы произошел забавный случай, запарковавшись около подъезда, мы зашли в близлежащий магазин, а возвращаясь, увидели, что какой то мужик пинает колеса, оказывается, это хозяин гостиницы беспокоился, что кто то занял мое парковочное место. (Правда, объяснял он это уже с фонарем под глазом – шутка).

31.08. Дорога к оз. Эльтон (330км) не балует покрытием, полно ям и кочек. По пути чуть не сбил какого то орла, он до последнего сидел на асфальте, увлеченно расковыривая чей то труп, и только в последний момент взлетел перед самым лобовым стеклом. Сначала подъехали к Большому каньону (не путать с Американским))), он находится около озера, прямо после проезда (не доезжая п. Эльтон ~ 3 км) под железной дорогой.

Затем проехали около 1 км к р. Сорочья Балка, сейчас она полностью пересохла, от нее остался живописный каньон, размером поменьше "Большого".

Вокруг пересохшая степь, на берегу валялся череп какого то животного, наверное, померло от жажды))).

А дальше началось самое интересное, где то в интернете я вычитал и нашел координаты форпоста (крепость для защиты соледобытчиков от налетов кочевников). Дорога, колея в степи, все время шла к северу по берегу Эльтона, навигатор обещал 28 км.

НО! В одном месте нарисовался непроезжий овраг, в другом перед мостиком земляной вал, организованный трактором, в третьем еще какая то бяка. В общем до "форпоста" путь занял ~ 40 – 50 км и…, собственно говоря в указанных координатах оказалась куча битого кирпича заросшего травой, железная беседка и современный колодец из ж/б колец. Всё! Полюбовавшись озером и подкрепившись в беседке, мы уже собрались уезжать. Но тут, чисто из любопытства, я решил заглянуть в колодец, откинув небольшую крышку в глубине темного колодца как то странно играла вода, присмотрелся – колодец полон змей!

Их было где то 10-15! Ужи и ещё какие то. Уже позже выяснил, что это были медянки. За качество фото прошу прощения, фотоаппарат держал одной рукой, другой держал крышку, моя 2-я половинка держать её отказалась и храбро спряталась в машине. Я посмотрел на окружающие колодец кусты, на свои голые ноги в сандалиях и тоже направился к автомобилю. В общем, на форпост мы потратили 3 – 4 часа, если бы не змеи, то можно сказать, что это потерянное время. Уже к вечеру, ~ к 17.00 вернулись через Сорочью Балку к дамбе. Опять, как на Баскунчаке извалялись в грязи, кое как обмылись соленой водой озера.

Сейчас в Эльтоне практически нет воды, сплошная белая соль, лишь в нескольких местах прокопаны ямки глубиной 0,5 м и диаметром ~ 3м. Вот в этих ямках и можно ополоснуться, но так как они маленькие, то вода в них от извазюкавшихся в грязи людей черная. После этой 1-й стадии ополаскивания следует 2-я: обычный пресноводный пруд с глинистым дном, затем 3-я: из 10 литровой канистры, специально припасенной для этих целей в багажнике, (финальная 4-я: душ в гостинице). И, в отличии от Баскунчака, здесь совсем нет никакого сервиса, только на дамбе есть остатки неработающих душевых кабин и кабинки для переодевания. После купания мы отправились в Палласовку (110 км), в мини-отель Чешская, забронированный через букинг. Мини-отель оказался обычной 2-х комнатной квартирой в очень хорошем состоянии (2000р/сут). Правда найти его оказалось непросто, мы искали вывеску, а её естественно не было.

01.09. 680 километровый перегон Палласовка – Энгельс – Саратов – Большое Болдино. По дороге заехали на Гагаринское поле, место приземления 1-го космонавта, сейчас здесь хороший мемориал.

Еще между трассой и мемориалом стоят какие то трибуны и небольшие наблюдательные вышки над заросшим то ли карьером, то ли оврагом, что это выяснить не удалось. В описаниях Смеловки (ближайшая деревня) значится памятник археологии бронзового века, может быть этот комплекс относится к нему? Тут над нами раздался гул, одинокий бомбер ТУ – 95 заходил на посадку, рядом Энгельс, база стратегической авиации.

Пока изучали сей странный объект поднялся сильный ветер и в 5 метрах от Сорика упала здоровая ветка, наверное, это был знак, что пора двигаться дальше. Проезжая Саратов думали заглянуть на пляж, расположенный под самым длинным мостом в Европе на момент постройки (1965) на острове, но увы, похолодало и на пляже делать было нечего. Вечером заселились в гостиничный комплекс "Болдино" отличный отель (3200 р/сут с завтраком) и немного погуляли по вечернему селу.

02.09. С утра естественно отправились в музей, родовое имение Пушкина, экскурсия понравилась, да и сам комплекс содержится в хорошем состоянии.

После музея мы поехали (~ 8 км) в другой музей – литературных героев "Повестей Белкина". Он находится в селе Львовка в усадьбе, то же принадлежавшей Пушкиным. Эта усадьба поменьше, чем Болдинская, но очень уютная и стоит в живописном парке, рядом расположена деревянная церковь и старая сельская школа.

Затем мы заглянули в рощу Лучинник, любимое место прогулок поэта, сейчас это просто лес, и поехали в сторону дома. Подкрепились и погуляли пару часов по Мурому,

уже в полной темноте при свете фонариков отметились у Судогодского природного фонтана.

В отличии от прошлого раза (май 2010) его приподняли и теперь он бьет выше. А вообще его нужно смотреть в мороз, чем холоднее, тем красивее, вот в марте 2010:

И все было хорошо, мы шустро ехали к дому, рассчитывая быть к 23.00, пока не воткулись в пробку под Лакинском, будь она не ладна. Проторчали в ней ~ 1,5 часа, но с этой бедой ничего не поделаешь. И где то около 1.00 были дома.

Поездка удалась, было пройдено 3329км. Конечно, не все успели посмотреть, Старую Сарепту в Волгограде, карьер Кнауфа в Баскунчаке, некоторые города проехали вообще без остановки. Но, нельзя объять необъятное. Очень удивило почти полное отсутствие туристической инфраструктуры на Баскунчаке и Эльтоне. Оба этих соленых озера по климату, по пейзажу очень похожи на Мертвое море в Израиле. Но вот сервис, это небо и земля. В Израиле рядом куча современных гостиниц, душевые, гамаки для отдыха, пресноводные бассейны, организована продажа грязи в фирменных упаковках, а не в баклажках из под пива и т.д и т.п. У нас – почти ничего. Нет, я не ворчу, нам все понравилось, мы достаточно неприхотливы, знали куда едем и зачем, сервис нам особо и не нужен, просто это удивляет, ну и так, мысли вслух.

Все фото: https://fotki.yandex.ru/users/h-proect/album/23944...


17
Нравится!
Мне нравится!
2509
Комментарии17 Добавить комментарий
был 33 минуты назад
НаУАЗ 3741, Hyundai Tucson25 ноября 2016 в 17:15

Про Пинежье мне больше понравилось :))

з.ы. Автор, расскажите - как Вам удается за одно лето организовать столько поездок?

0
sma
был 5 часов назад
НаKia Sorento25 ноября 2016 в 17:50

Не было бы счастья, да несчастье помогло ))). Работы в кризис стало меньше, соответственно появилось больше свободного времени.

+1
suvfan
был 15 минут назад
НаSubaru Forester26 ноября 2016 в 00:40

всё хорошо, но главный вопрос: "а деньги?" :) свободное время без денег - это не то...

0
ray
был 33 минуты назад
НаУАЗ 3741, Hyundai Tucson27 ноября 2016 в 11:59

Дык это вечная проблема: жить либо некогда, либо неначто...

+1
был 3 часа назад
НаPeugeot 408, Seat Ibizaизменен 25 ноября 2016 в 17:16

Как всегда отличные фото и рассказ.

В Муроме большая историческая часть и есть ли что посмотреть?

0
ff-68
был 5 часов назад
НаKia Sorento25 ноября 2016 в 18:08

Сам городок небольшой, но достопримечательностями не обделен: несколько монастырей, красивый вантовый мост через Оку, музей изобретателя телевиденья Зворыкина ( в здании историко-художественного музея). Из необычного - это костница на территории Спасо-Преображенского монастыря, в часовне собраны черепа с разоренного в годы советской власти монастырского кладбища В общем красивый старинный городок.

0
suvfan
был 3 часа назад
НаPeugeot 408, Seat Ibiza25 ноября 2016 в 18:12

Спасибо

0
suvfan
был 52 минуты назад
НаLand Rover Freelander25 ноября 2016 в 20:45

Муромский калач ещё. Ну и памятник Илье Муромцу на набережной. Симпаиичный городок, люблю такие. П.С. До чего ужасная фото со змеями:(:(. Не переношу эту гадость вообще. А этой осенью в поездке на Ахтобу одна гадюка под шмардюком поселилась. Закидываешь спининг-уж торчит из воды у берега. Фу(

0
25 ноября 2016 в 17:17

Описание и фотографии отличные!

0
был 2 часа назад
НаMercedes GLK25 ноября 2016 в 17:29

Завидую.

0
был 23 минуты назад
НаAudi Q725 ноября 2016 в 19:26

спасибо за содержательное повествование, действительно по хорошему завидно, кстати, откуда познания про компрессор ЭР-1?

0
alexey196
был 5 часов назад
НаKia Sorento25 ноября 2016 в 21:43

Воспоминания из детства, пока на наше горьковское направление не запустили в середине 80-х ЭР2Р взамен ЭР1, пассажиры всегда старались сесть в тихий моторный вагон. А так я всегда был неравнодушен не только к авто, но и к железнодорожной технике.

0
suvfan
был 2 часа назад
НаMercedes GLK26 ноября 2016 в 09:19

Ага, через один вагон......

0
suvfan
был 33 минуты назад
НаУАЗ 3741, Hyundai Tucson27 ноября 2016 в 12:00

На ЭР2Р те же яйца... садиться надо под пантограф!

0
НаKia Sorento, Suzuki Grand Vitara25 ноября 2016 в 20:58

классно съездил! и отчитался тоже классно

0
был 3 месяца назад
НаBMW X225 ноября 2016 в 22:50

Как обычно - необычное и очень интересное и полезное описание!

Огромное СПАСИБО

0
был месяц назад
НаMercedes C-class26 ноября 2016 в 19:20

Замечательный очерк! Спасибо!

0
Добавить комментарий