Kia Sorento 2.2
2011 г.
2.2 л. дизель
197 л.с.
АКПП
полный привод
ноябрь 2016
1
Железнодорожный
1 апреля 2021 в 22:08

Путешествие: Пинежье, олени и -40С

Давненько мы не были и на северах и вот спустя 4 года снова решили посетить Пинежье (лесной отель Голубино, 13600р за 4 ночи с завтраком), благо и зима ожидалась настоящей, а не как в прошлый раз -2 ÷ -4С. К морозам подготовились: взяли термобелье, шерстяные носки, зарядку для авто, старое одеяло для укрытия моторного отсека, провода прикуривателя, старый аккумулятор (снятый с авто в 2017, он дома питает ИБП компьютера), топор, купил тонкие тканевые перчатки, чтобы одевать под варежки. А так же накануне в Балашихе на АЗС Лукойл (50246 на ул. Советской) я залил в канистру 18 л. дизеля с антигелем. Канистру взял, так-как планировалось покататься по северным деревням, а вменяемых заправок вне трассы М8 в районе Пинеги – Мезени нет.

19.02 в 6.00 мы (я и жена) выехали из дома на своем Сорике. Дорога была без заторов и проехав 1290 км за 13 с половиной часов мы в 21.35 запарковались в Голубино. На предпоследней перед съездом с трассы заправке заправился и залил на всякий случай антигель. Этот лесной отель находится на месте существовавшего в 1960-х – 70-х годах поселка лесозаготовителей, потом там была база геологов, а сейчас это очень приятный туркомплекс на берегу Пинеги в 15 км от ближайшего поселка Пинега. На последних 110 км дороги (от ледовой переправы через Двину идет грейдер, называемый местными Пинежским серпантином) меня удивила манера езды местных. По хорошо укатанному снегу я держал скорость 70 – 80 и меня с легкостью обошли 2 легковика. Через некоторое время приближаясь к закрытому повороту мы увидели отсветы аварийки (на улице была тьма), я подумал, наверняка кто-то улетел, ан нет, люди просто остановились и спокойно беседовали. Заселившись в номер немного вышли подышать чистым морозным воздухом -32С (дома было -12) и я понял, что несмотря на то, что мы только что приехала, я уже снова хочу приехать сюда! Вышли на берег Пинеги посмотреть на тьму (лишь где-то очень далеко мерцал одиночный огонек) и… увидели северное сияние! Конечно, оно было не такое, как на хрестоматийных фотографиях, но зеленые всполохи были заметны. На фото видно не очень, но как получилось.

20.02. Утро на реке:

Позавтракав, мы пошли к водопаду, идти до него всего около 2-х километров. Дальше будет меньше текста, а больше фото – зимний лес сказочно красив.

На морозце наши физиономии стали выглядеть так: -)))

Вернувшись на базу мы прогулялись в Тараканий лог, небольшое ущелье, в котором находится карстовая пещера (в пещеру не ходили, ибо были в июле 2016).

Выйдя на трассу и немного пойдя вверх

- д. Юрола на другом берегу Пинеги.

можно посмотреть на лог сверху.

Вот такие забавные елочки на снегу вырастают в местах выхода теплого воздуха из пещеры. На сильном морозе виден поднимающийся из-под земли пар.

В 15.00 у нас была запланирована прогулка на снегоходе в старую деревню Сояла (родина морехода Семена Дежнева), находящуюся в 9 км.

Путь лежит через реку по заснеженным лугам. Нас 4: мы, водитель снегохода и экскурсовод. Для начала экипировка: теплые сапоги, балаклава и очки.

По дороге «туда» я сел на снегоход сзади водителя, а жена с гидом в прицепные пластиковые сани. Потихоньку поехали, перебрались через Пинегу, и через некоторое время водитель обернувшись воскликнул «а девчонок то потеряли!». На кочках сани отцепились, но за шумом мотора вопли пассажиров естественно никто не услышал, а отъехали мы довольно далеко, наверное, около 1км. Возвращались за потеряшками на полном ходу, при этом у меня пару раз сдуло капюшон, одевать проблематично, на скорости надо держаться, а без него холодно, балаклава не очень то защищает при обдуве при 35 градусном морозе. Прицепив заново сани, продолжили путь, по дороге около Заозерья подобрали почтальона, идущего в Соялу вместе с 2-мя тузозавриками, которые весело с лаем бежали за санями. В Сояле подъехали к полуразрушенным церквям

немного погуляли по деревне, погрелись в доме у одного из 2-х постоянных жителей.

Деревенька очень живописная, летом приезжают на моторках дачники (дороги как таковой нет), а зимой постоянно живут только 2 человека. На обратном пути мы с женой поменялись местами, я с гидом и почтальоном расположился в санях, а жена села на снегоход. С полдороги вышел почтальон, а его пёс еще долго бежал за нами. В санях ехать хуже, в них сидишь полулежа и сильно устает шея, к тому же из-за неподвижности слегка замерзли ноги. Вечером сходили в баню, красота: наконец то сбылась моя мечта – изваляться в снегу, в прошлый раз был наст, особо не разотрешься, а сейчас настоящий пушистый снег – у-ух!

21.02. Я специально встал пораньше, до завтрака, чтобы встретить восход над Пинегой.

День обещал быть интересным.

Глядя на эту цифру, я понял, что завестись не удастся, и мы не увидим ни соляной источник в Кулое, ни старинные деревни Кулогоры и Кимжу (последняя вообще входит в 10 самых красивых деревень России, верим, так-как были летом 2016 ) и не погуляем по старинному купеческому кварталу Пинеги. Но, попытка – не пытка, не так ли Лаврентий Павлович. На базе сказали «не переживай, у нас есть пуско-зарядное, здесь еще никто не остался – всех заводили». О том, что родной аккум (к тому же холодный) провернуть не смог и говорить не стоит. Подцепили пуско-зарядное и… машина не видит ключ, издает короткий пи-и-п и всё. Отключаем пускач, все нормально, ключ видит. Тут смотрю завелся CADILLAC ESCALADE, причем без всяких танцев с бубном – Америка forever! Я к нему с проводами прикуривания, но они приехали большой компанией и им нужно было сначала завести своих друзей: Мицубиси ASX, Дастер и Субару. При помощи эфира «быстрый старт» удалось запустить только Мицубиси. У меня тоже есть эфир, я им заводил еще Волгу 21 год назад, но как я понимаю, дизель им можно угробить. В общем, дождавшись очереди подцепил провода, кнопку на старт и от проводов пошел дым, в месте обжима проводов в клеммах провода вплавились в изоляцию. Стало ясно, завестись не судьба, поэтому я отнес аккум в номер на зарядку, и мы пока не поздно поехали на экскурсию в Красногорский монастырь, он находится в 5 км от Голубино в одноимённом селе и знаменит тем, что в нем отбывал ссылку князь Голицын, сподвижник царевны Софьи. Сейчас монастырь в руинированном состоянии, лет 10 назад рядом пытались сделать горнолыжную базу, но ничего не получилось. Сейчас в Красной Горке живет несколько человек, есть амбулатория, и она даже работала. Погуляв по монастырю и полюбовавшись открывающимися видами, мы вернулись в Голубино.

Экскурсия быстро закончилась, до ужина было много времени, которое мы посвятили сну, и я переобжал провода прикуривателя. Вечером был праздничный ужин, в отель приехал фольклорный ансамбль из Пинежья с программой «призыв и проводы рекрута в армию», ну и исполнили несколько русских народных песен.

22.02. В 7 утра выехали на экскурсионном ПАЗике в гости к северным оленям, в ненецкое стойбище. Если в 2017 ненцы с оленями останавливались за 60 км от Голубино, то в этом году за 260! За Мезенью, в районе деревни Сояна.

На зиму они спускаются из тундры в тайгу, в предыдущем месте за много лет олени слопали весь корм. Ехали где-то 4 часа, до Мезени хороший грейдер, а оставшиеся ~ 60 км чисто лесная дорога через лес, где разъехаться встречным весьма проблематично. ПАЗик – это конечно наша техника: окна покрылись слоем льда, чтобы видеть окружающие красоты приходилось все время скрести окно, ну и холодно, ногами обжимал печку под впереди стоящим креслом, да и ехали в шапках. Одна из туристок начала ныть, где теплый туалет, ей вежливо дали понять, что тайга обогрева не имеет, а зеленая остановка будет у кафе с туалетом свободного падения. Меня вообще удивляют люди, которые сначала куда то едут, а уже в процессе начинают интересоваться что, как и почему. Приехали в стойбище, покормили оленей специально взятыми с собой организаторами сухарями.

- сейчас у оленей сезон сброса рогов, поэтому многие слегка окровавлены. Потом начали кормить нас, разделив нашу группу по 6 человек в каждой, пригласили в юрту, попробовать местные кушанья. Сейчас правда это уже не юрты, а армейские палатки, с постеленными на полу досками.

Внутри стол, раскаленная буржуйка (внутри градусов 40 наверно), в углу умывальник. На стол хозяйка Рита поставила 2 миски с бульоном из оленины и выдала 6 ложек – было очень вкусно, да особенно с мороза!

Подкрепившись мы покатались в санях, запряженных тройкой.

Интересно, что в стойбище не только ненцы, но и коми. Насчет условий такой кочевой жизни Рита сказала, что они привыкли и город перебираться не хотят, а молодые, окончившие школу сейчас конечно стремятся остаться в городах. Интересно, что не ненцы (коми) пасут оленей, а наоборот, люди ходят за оленями, как-то говорят поставили стойбище, а олени взяли и пошли через 5 дней, пришлось сниматься и идти за ними. Благо натренированными руками палатка ставится очень быстро. У них стадо состоит из 2-х групп, 1-я полудикая, которая живет фактически сама по себе и 2-я, так называемые хлебные олени, прирученные, используемые в качестве вьючных животных. Цивилизация проникла и сюда: спутниковая тарелка, мобильники, для экстренной связи спутниковый телефон, мотонарты. Еще нам сказали, что олени очень любят соль и с удовольствием едят «желтый» снег, чтоб имели это и ввиду. И действительно, стоило мне пойти за деревья, как за мной сразу увязалась парочка, несмотря на то, что для них специально лежало 2 больших куска каменной соли. На этом мы распрощались с ненцами, сели в ПАЗик и вернулись на базу, по дороге остановились и попили чай из термоса с пирожками, в прохладном автобусе очень хорошо пошли. На следующий день надо было выезжать домой, поэтому я взял у жены фен, на базе маленький тепловентилятор, засунул их под капот, аккуратно накрыл все это дело одеялом и оставил на 3 часа. После ужина притащил оба аккумулятора и мотор запустился с полтычка. Правда и на улице к вечеру потеплело до -27С, утром было -40, а в Мезени говорят -43С. Затем я притащил их номера компрессор (тоже отогревал) и накачал колесо, которое на морозе спустило почти в 0, сосок задубел и даже прокручивался в диске, пришлось его размягчать поливая кипятком из чайника. Авто не глушил, так и оставил тарахтеть до утра на пару с дизельным Пассатом с московскими номерами.

23.02. Встали пораньше, позавтракали и напоследок решили еще раз съездить в Красную Горку, когда были на экскурсии свободного времени как водится много не дали. Но перед отъездом я решил перелить в бак не использованную канистру, и… на улице -27С, в канистре Лукойловская соляра с антигелем, а последние 2 – 4 литра пошла белая муть – парафин! Вывод: если едешь в мороз, то заправляться лучше там, где уже холодно. У нас в Подмосковье халявят! С утра было немного пасмурно, поэтому виды были уже не такие замечательные, но все равно, очень красиво.

Уже на обратном пути в 8.35 мы проехали мимо нашего отеля и взяли курс домой куда и приехали в 22.30. Пробег за день составил 1302км, общий 2593.

Все очень понравилось, жаль не удалось съездить в северные деревни, значит есть повод вернуться! Главное повезло с погодой! Несмотря на сильный по нашим меркам мороз (на своей шкуре я ниже -32 до этого не ощущал), благодаря солнцу и абсолютному безветрию мы ни разу не замерзли, ну разве что иногда ногам было прохладно. О дорогах: как по мне трасса М8 одна из лучших, если не считать Московскую область (пробки). После Вологды трафик резко падает, покрытие отличное, камер мало, а в Архангельской области их практически нет. Скорость определяется в основном характеристиками авто и вашим отношением к ПДД. У меня средняя скорость в движении (приложение Геотрекер) получилась туда 93, обратно 105км/ч, штрафов нет. Грейдер от Усть-Пинеги (паромная/ледовая переправа через Двину) до Голубино тоже в хорошем состоянии, видно, что за ним следят, но во время весеннего паводка дорогу затапливает и на 2 недели Пинега и другие поселения лишаются автомобильного сообщения.

PS. Закончил свое сочинение и как будто снова вернулся в Пинежье! Значит все еще впереди!


27
Нравится!
Мне нравится!
6577
Комментарии10 Добавить комментарий
на сайте
НаCitroen Xsara, Citroen C5 1 апреля в 23:41

Круто! Я прямо захотел повторить. Жаль, зима кончилась, придется ждать как минимум год)))

Фото - огонь!

0
был день назад
НаNissan X-Trail 2 апреля в 06:00

Большое спасибо за такой подробный отчет! Впечатляет.

+1
был 47 минут назад
НаJeep Grand Cherokee, Infiniti QX70 2 апреля в 06:47

природа крассотень!

с тех пор, как по настоянию товарища, купил и себе снегоход, зима для меня стала долгожданной.

а уж вкусить по чарочке, да с лепшими друзьями, да на природе......

0
был час назад
НаRenault Sandero 2 апреля в 08:58

Здорово ! ) Спасибо. )

0
был 11 минут назад
НаKia Sportage, Peugeot 4008 2 апреля в 09:22

Красотища!! Зима так зима!

0
был 22 часа назад
НаВАЗ 2107, Citroen DS4 2 апреля в 09:35

Круто, но страшно, особенно без теплого туалета.

+2
был день назад
НаVolkswagen Teramont, Fiat 500 2 апреля в 12:56

Очень красивая природа, отличные фото. Просто молодцы с супругой, что в выбираетесь в такие поездки.

0
был 2 часа назад
НаSubaru Forester 3 апреля в 13:06

Рассказ очень интересный, спасибо. Хотя мне лично не понять прикола ехать 4+4 часа в холодном ПАЗике при -40С в гости к оленям... Меня 4 часа в самолёте на тёплое море утомляют, так там хоть не мёрзнешь. А вот за рулём - совсем другое дело, можно и 1000км отфигачить :)

+1
был час назад
НаOpel Corsa 4 апреля в 10:46

наш народ не понять , платить такие деньги , чтобы в итоге дискомфорт испытывать и на какие то экскурсии по трезвому гонять да в бане парится на сухую . Я вот дачу купил и мне на фиг не какие моря не нужны ))

-4
s1stem
был 2 часа назад
НаSubaru Forester 4 апреля в 18:39

да нафиг та дача! можно ж весело и на диване перед телеком с пивом-водкой отдохнуть! а то придумали, буржуи, путешествия ещё какие-то, некуда им видать деньги тратить :)

0
Добавить комментарий