Колеса: Жизнь на колёсах и без них.
Генри Форду Первому приписывают авторство утверждения,что 80 процентов красоты автомобиля- в его колёсах. Поэтому ниже - о том, каких жертв, зачем и почему требует красота.
Итак, автомобиль ко мне попал на малость облезлых ОЕМ дисках с манящим названием Manhattan, обутых в странные покрышки Achilles Desert Hawk H/T размера 255/55 R18. Почему они странные? - попробую объяснить. Во-первых, название колёс слабо соотносится с протектором шин, ибо под маркировкой Н/Т традиционно скрывались всесезонные покрышки для дорог общего пользования, Highway Terrain. В то же время внешне даже в новом виде(а не в том, в котором достались мне), они напоминали слегка полысевшие колёса категории А/Т (то бишь вседорожные, All Terrain). К этому же отсылала крупным шрифтом выбитая надпись на боковине (BF Goodrich и по размеру, и по размаху надписи куда скромнее). И тут очередная странность: колёса А/Т традиционно сильны в сопротивлении аквапланированию (но это не А/Т), а Н/Т обычно отличаются довольно невысоким уровнем шума (но - вы угадали, к этим колёсам эта характеристика не относится). А ещё Н/Т обычно стараются придать характеристик для пущего комфорта, а А/Т, несмотря на некую вседорожность, неплохо стоит на трассе(прямой, во всяком случае) за счёт мощного корда и усиленных боковин. И тут - очередной сюрприз. Предыдущая хозяйка машины ездила с давлением в шинах около 1.8-1.9 бар(то есть на 0.8 бар ниже номинала) - и колёса сохраняли приемлемый уровень комфорта в условиях города, сглаживая микропрофиль дороги. Но - беда- с набором скорости до 90 км/ч езда становилась попросту опасной, поскольку машину приходилось “ловить”, иногда с опережением. Однако, набив давление до 2,5 управляемость удалось улучшить, но ценой полной потери комфортабельности! Автомобиль стал передвигаться будто телега на деревянных ободах. Сначала я было решил,что виной тому - износ и возраст, однако, пошерстив всемирную сеть, понял, что подобное поведение было присуще шинам с новья.
В общем, сказать, что колёса меня не вдохновляли - это облечь в цензурную форму все мои мысли и эмоции. И хотя основной эксплуататор (жена) считала, что всё нормально, меня не устраивали ни шум, ни поведение на мокрой дороге, ни великоватый расход. Если верить сертификационному стикеру, то ни индекс тормозного пути на мокрой дороге(F), ни сопротивление качению (E), ни уровень шума в 76 дБ не предполагали лучшего.
Впрочем, восстанавливая забытые навыки вождения, моя лучшая половина так нещадно эксплуатировала колесья, что на какое-то время решено было оставить всё как есть - на убой.
Но однажды телефонный звонок оторвал меня от очередной сессии чтения шинных тестов и заставил примчаться в гараж. Одно из колёс(заднее правое, которому больше всего “доставалось” при парковке попросту взорвалось:
Не знаю, насколько сделанное на телефоне фото передаёт реальное состояние, но впечатление - что треснул спелый арбуз, от обода до протектора. В общем, звук был пугающим, картина- удручающей, а я впервые в жизни воспользовался докаткой(притом,что это третья моя машина с “костылём”). Тут, надо сказать, сильно повезло, что рвонуло именно заднее колесо, на пешеходной скорости и прямо возле дома. Могло быть хуже. Кстати, докатка производства Vredestein за 12 лет покоя сохранила первозданный вид, хотя, на мой субъективный взгляд, конструкция эта - исключительно для ровных дорог с шиномонтажами повсюду, и для сколько-нибудь продолжительной либо интенсивной эксплуатации не годится.
Пристальный осмотр остальных колёс показал что:
1. Состояние их ничем не лучше.
2. Налицо следы критического старения
3. Выезжать на них дальше шиномонтажа крайне нежелательно.
По поводу пункта 2, предвижу вопрос о дате изготовления. Безусловно, конец 2011 года - это давно, НО: зимний Dunlop Grandtrek SJ6, отданный вместе с Ниссаном новому владельцу, был в несравнимо более презентабельном состоянии, и, кроме уже определённой “дубовости” на приличном морозце, ничем своего возраста не выдавал.
Тут же начался поиск шин на замену. По ряду причин, в фавориты вышел Continental Cross Contact UHP родного размера 255/55 R18 и с индексом нагрузки 109. И тут оказалось,что (в том числе, “благодаря” пандемии), Контик в моём городе есть только с интексом 105. Учитывая наши дороги - стрёмно. Был ещё Ханкук (совсем не то,что хотелось, но как запасной вариант - уже неплохо), а также широкий выбор поделок КНР. И я бы ,может, повёлся на последние, если бы не опыт знакомого,на Х5 Е70 которого китайские шины Mirage под гром собственных апплодисментов совершили самоубийство прямо на трассе(машину с перепуганым пилотом спасли заросли камыша), а также родственника, установившего Triangle на свой X-Trail и качающего 3.3 бара вместо 2.4, ибо при номинальном давлении шина “плывёт”.
В общем, завязался с одним очень раскрученным интернет - магазином, имеющим представительства везде, где Макар телят не гонял и массу положительных отзывов. Критерием были дата изготовления не раньше 2019 года и производство не РФ (имел опыт с российским Нокиан, больше не хочу). Гарантировали Чехию и 2020й год производства. Перевёл задаток. И тут девочка- администратор, подтверждая заказ, говорит, ОК, колёса будут завтра, два колеса - Чехия, 20й год, два еолеса - Россия, 18й год...в общем, мне стоило некоторых усилий не высказать всё,что подумалось и просто потребовать возвращения денег (на что этой конторке потребовалось, ни много ни мало, 4 дня).
В итоге выбирать пришлось из наличия на складе моих старых поставщиков (колёса на Ниссан и ещё много куда брал у них), и, не соблазнившись на Тойо и Бриджстоун, между Michelin Latitude Sport 3 и Goodyear Eagle F1 Assymmetric SUV я выбрал второй вариант. Против Мишек ничего не имею, но мой опыт с шинами имени отца вулканизации был более ярким и показали они себя более живучими (особенно боковины).
Под новые шины на подошедшую годовщину моя ценительница прекрасного захотела новые диски, и к вечеру положенные Audi Q7 диски W551 Wien цвета Gunmetal здорово украсили серую тушку.
Родные же диски ожидает пескоструй, окраска порошковой краской и полная мера тягот и лишений зимней эксплуатации.
Оргвыводы незатейливы. Бывают ситуации, когда на хорошие шины нету денег/размера в наличии/времени ждать/смысла - нужное подчеркнуть. Но переплата за бюджетки Barum/Matador/Kumho в сравнении с днищем вроде Achilles/ Mirage/ Triangle со товарищи даже на моём размере не дотягивает и до 80 долларов за комплект, при этом разница в качестве иногда равна стоимости кузовного ремонта - а подчас это и вовсе разница между жизнью и смертью.
Берегите себя и не экономьте на шинах.
To be continued…
Для полноты картины не хватает итогового фото всей получившейся красоты.