Путешествие: На край света на Volvo 740
По мотивам прошлогодних беспределов...:
...и в Великом Устюге, но уже на Вольве
На этот раз в составе двух человек (собственно меня и моей девушки), одной шведской танкетки и интегрированного в нее мопеда, аки Ашанбайк, на одну неделю, и очень далеко от дома (1600 км) в форме Горэлектротранса в женском обличии, и оппанирующей ей форме Питерского Метрополитена в мужском, с прочими не менее интересными подробностями, доставшимися по блату, на халяву, в Лентах и Океях, и, даже на свалках в гаражах, да и не только.
Итак, цель нашей поездки была такова:
Полуостров Рыбачий, который является крайней материковой точкой в России. Попутно для общего развития посетить поселок Териберка, который находится уже с другой стороны от Мурманска, Умбозеро, Пяозерский и прочее-прочее-прочее. В результате на Умбозере мы... ну да, глупо писать о таком, но поймали валун под днище и встали как тот лимузин на мосту перед Летним садом. Благо нас спас джиперский УАЗик, коий оказался в 10ке километров от, но эта история будет следовать уже в конце. Итак начнем.
1) Подготовка Бюджет поездки - 20 килорублей на двоих, из которых 10 это бензин, еда 5 (больше половины привезли назад, т.к. едим очень мало) и какой то хлам для мопеда и что то там еще по мелочи еще 5. Замер расхода показывается что по трассе, атомсферный 2.3 литровый мотор с "пробегом больше 600 тысяч км" (см. ниже) выдает аж 7 литров при условии полной загрузки (в багажнике мопед, полный бак, две канистры, мы и все заднее сидение в вещах). Подготовка к поездке происходила по стандарту - приехали на яму, сорвали резьбу на коробке (маслозаливная горловина), долго мучались что бы вернуть все в исходное состояние, проверка всех жидкостей и шатание ломом деталей подвески. Вроде ни какого криминала, все обслужено и довезет хоть до Владивостока... что ж, посмотрим. Ранее, в конце мая, уже уличенные опытом, перебрали передние тормоза: замена поршней, пыльников и прокачка с какими то там еще мелочами. Катится машина стала заметно лучше. В марте, раз выйдя из дома и собравшись на съемки, подумал... и поставил новые подушки двигателя.. от Нивы. Дешево и сердито. Родные просаживаются спустя пару недель, эти уже скоро отметят полгода - по прежнему как новенькие, вибраций стало меньше, вобщем одни плюсы. Еще частично подваривали кузов, но это скоро будет видно на фото. Лить больше воды по поводу подготовки мне не хочется, поэтому сделаю потом пост об бесполезных ремонтах позже.
2) А почему именно туда? А не знаю. Югом я сыт по-горло всего за 3 дня. Народ что катался в Крым, возвращался оттуда как пробка из противотанкового ружья, а товарищ что дикарем свалил на Кавказ, случайно оказался в Сочи и вернулся оттуда в ярости. Хотя последнему, непосредственно в поселках и ущельях таки понравилось, и решив стать дауншифтером, забросив свой чердак в центре Питера на котором он живет и почту, на которой он работает - вобщем скоро мы все останемся без чердака с камином и видом на Смольный собор. Опять лью воду. Кольский полуостров - место крайне живописное, прохладное, красивое и приветливое. Летом тут от +15 до +8 (у моря было +5). Народ здесь в большинстве своем добрый и хороший (отдаленно напоминает людей из Беларуси, там нам тоже очень понравилось), а еще народу этого самого здесь не так много. Просторно и вполне себе чисто. Север, он вообще, край осмысленный более чем Юг, потому как люди здесь так или иначе вынуждены думать о своем выживании, здесь много что сурово. В общих чертах смысл нашей поездки был увидеть то как живут люди по ту сторону "земли", пообщатся с ними, увидеть новые, для нас, виды птиц и животных (птицы мое новое увлечение), съемки - съемки - съемки. Памятуя прошлые выезды, поездка изначально закладывалась как "разведка боем" - снимать и одновременно сутками рулить крайне трудно, хотя любой творческий человек просто обязан быть утомленным, невыспавшимся и так далее.
3) Собственно старт
6 июля 6 утра, груженная под завязку шведская баржа с характерным стуком глушителя о мост (да, это пожалуй единственное что мы недоглядели или даже забыли), стартует на Мурманскую трассу. Погода ок, настроение тоже, разгоняемся до 100 км\ч и едем. Говорит о первом дне особо не чего: Мурманская трасса нынче очень хороша, ехать по ней аж скучно, движение не шибко сильное. Где то у Беломорска решаемся пообедать (времени порядка 3х часов). Домашняя солянка входит отлично!
Ранее, у Гирваса, мы заправились. Это был наш первый и единственный замер топлива. От Гирваса до Питера - 520 км, ехали мы с полным баком и долили всего 38 литров. Для любителей посчитать расход он приведен в самом начале текста =) . К вечеру мы пересекли метку Полярного круга, теперь о полноценной ночи можно забыть - здесь всегда светло. Какие то рандомные сопки по пути.
Время идет и надо ночевать. Хотя бы как то. Проголосовав за машину, получил неодобрительный взгляд (а какже прошлая поездка, где мы жили в этом машине втроем!?), по сему обустроили палатку и рухнули спать у какой то речки близ Кандалакши. Кстати на фото ниже видно кусок "ввареного холодильника". На самом деле, это все тоже крыло, только отпиленное от машины белого цвета и приваренное до поездки.
4) Мурманские перепады и дорога до Титовки.
Проснувшись в 5 утра, решено было двигать дальше. В Канадалакше умудрился проехать на заправку под кирпич (утро же), который было не видно. Стал заправлятся, на сцене объявился ДПС-ник, прямо перед носом моей машины. "Приехали" - подумалось мне, но тут он как ни в чем не бывало спросил, мол работает ли заправка. Проехав заправку в другую сторону уже под другой кирпич, дабы не привлекать к себе внимания мы слились. Следующий кадр сделан где то близ Мончегорска.
Далее - Мурманск. Классика жанра - посетить местный сабвей, встать на то же место, где 2 года назад на Москвиче и что то там еще. Походили недолго по городу, но как то неплодотворно - ни то давление низкое, ни то вдохновение слишком приземленное.
Кстати у Мурманска есть такое вот болотишко живописное.
Следующий пункт нашего путешествия - кладбище кораблей. Корабли кораблями, ржавые, старые, почему не пилят - не понятно. Так и стоят они себе годами, потихоньку гниют. Внешне смотрятся несколько сюрно, при детальном рассмотрении - в них обустроили гнезда чайки.
Ограничусь одной фотографией оттуда, потому как остальные я в ближайшие года переделаю, но только если найду себе лодку резиновую.
Дорога до Титовки хороша. И жутко живописна своими скалами, озерами и перепадами. Много памятников войны. Для примера дороги:
5) Титовка и ее утро.
Прибыв в Титовку, умудряемся отхватить последний номер в гостинице (хотя о сием даже не думали) - 800 р в сутки + парковка. Все чистенько и в целом симпатично. Покушав, ложимся спать - завтра нам предстоит сборка мопеда и отправка на Рыбачий, до которого еще 40 км не самой хорошей дороги.
Утро стало с нами в 11, поели какой то сухпаек и пошли орудовать к речке: я с постройкой мопеда, девушка с готовкой супа. Вот так он с нами ехал:
Процесс пошел. Собрать, завести и верить что новый маслонасос в моторе выдержит весь этот беспредел (зимой капиталился).
Тем временем супчик из тушенки, макарон и овощей почти готов:
Заливаем его в термос, берем с собой чай в другом термосе. собираемся и стартуем. 6) "П-ов Средний и Рыбачий" или "Ну вы больные!". Заднее крыло от мопеда в багажник не влезло, и оно осталось скучать еще в Питере в Москвиче, потому как последний сейчас живет в моем дворе как небольшой сарайчик. Это обстоятельство стало причиной того, что грязь с колес летела аж на головы. Но да ладно. Дорога до моря преобладает перепадами, камнями, и прочим. Удивляет что мопед выдерживает весь этот беспредел. К его чести, не смотря что он адов китаец, хочется сказать: моторы типа 139FMB вполне надежны и непрехотливы. Эдакий Минск, но в современном формате: года 3 назад, этот мопед таскал меня с моим 100 килограммовым другом по всяким интересным брошкам, один раз убегал от "вражеского" патруля вояк на буханке, был в одном интересном метрострое, да и вообще жизнь у него была крайне насыщенной, до момента гибели маслонасоса (который к слову завернул мне один неопытный товарищ). Итак, уже близ моря:
Эх, был бы эндуро. Хоть китайский, хоть какой, всяко было бы и проще и удобней. Но ладно, нам не привыкать. Фото для мамы с папой:
Это уже залив между полуостровами Средним и Рыбачим (их видно на фото ниже):
Мопед был очень рад наверно. 3 года простояв на лестнице и тут вот вам, аж на море увезли.
Дальше по дороге нам встречается квадрациклист, который нам рассказывает что и куда лучше проехать. Хотели доехать до батареи с пушкой, но туда нам оказалась не судьба. Вообще, на Рыбачем и около, народ всегда приветствует встречного и если, даже ты просто остановился что то сделать (типа сунулся за фотоаппаратом) - к тебе подъедут и спросят "все ли в порядке?". Это обстоятельство в некотором смысле окрыляет - было бы так и у нас, в городах, жить бы было бы лучше. Далее уже немного Рыбачего. Почему не много - потому что самое основное находится на Среднем. Поразмыслив критически, мы решили до конца Рыбачего не ехать: просто потому что скалы "Два брата", на которые мы хотели посмотреть находятся на Среднем, батарея также, а на Рыбачий мы двинем уже на 4х4 со временем, может даже с кем нибудь. Близ перехода с полуострова на полуостров находился военный городок небольшой, Большое Озерко. Две сюрные пятиэтажки так и остались стоять много лет назад, внутри сохранились обои наклееные на "Советскую Правду", а хозяином всего этого подворья остался лишь северный ветер.
Завораживает,здесь бы снимать кино. Кстати последнее, возможно, скоро все же будет оконченно спустя 3 года =).
С тыльной стороны, "лицом к северу", если быть точным. Вторую пятиэтажку снимать не стал, было лень + она белая.
С пару часов по гравийке с камнями, размером в среднем с голову, чуть не упав раз 10, преодолев два брода, адский мост и прочее - оказываемся уже с мокрыми ногами у скал "Два брата". Рисуем, снимаем.
Они такие же как на картинках, только настоящие. Вот и вся разница.
Кстати там ловит Билайн. И что самое смешное: "Добро пожаловать в Норвегию".
Зеленое сердечко северному морю!
Море на Севере все же другое. Оно чистое и более стихийное. Знаете, я ни когда не думал, что две волны могут сталкиватся между собой с таким размахом. Они как две стихии - разбиваются друг о друга. Зрелище достойное всей поездки. Кстати за фото ниже я таки поплатился. Залипнув в фотоаппарате, как то невзначай решил посмотреть вперед и тут я понял что на меня движется стена.
А их много еще вышло, просто рассматривать их надо будет уже позже. Вобщем обе ноги по колено стали мокрыми. Оставляя мокрые следы, не мог обойти вниманием берег. Он тут какой то космический.
Рисует. Мопед отдыхает, ему еще предстоит нас тащить аж 100 км по бездорожью. К слову, канистра нам понадоибалсь в конце. Бак у него всего 3 литра, и этих 3 литров нам хватило на 96 км. А каинстра с собой - 5. В итоге доехали назад и еще осталось.
Скала в виде черепахи.
Двигаясь дальше вдоль берега, упираемся. Возможно еще пара км и мы бы увидели батарею с той самой башней, но нет. Ветер пронизывает замерзшие ноги, мы устали. Пора домой.
Пролетая над гнездом кукушк... какой то местной ВЧ, понятно дело заглянули. Вот такую штуку скинули с обрыва, зачем - не понятно. Но видать, они тоже развлекаются - по своему.
Обратный путь. Тот самый мост, который уже мало кого перенесет на себе. Пришлось его несколько "усовершенствовать": бревна кое где сняли и положили как "рельсы" сбоков, дабы мопед не рухнул.
Памятник на высоте Яйцо. Написано что был кровывый бой и что красноармейцы не пустили врага дальше этой высоты. Кстати, ни как не мог понять, как вообще там можно было воевать - конечно, я наверно очень банально мыслю, но там ведь не видно ни где и ни чего. Надо почитать будет об этом, а то как то даже стыдно.
Обратный путь в 3 часа ночи.
Рядом с Титовкой, уже на материке, есть потрясающий водопад.
На сим, мы "впали" в гостиницу и легли спать.
7) Териберка, дорога до и после.
Утром, около часа дня, было решено поесть чего нибудь в местной столовке, разобрать мопед и двинуть в Мурманск, вновь в сабвей, а затем в Териберку. Собсно уже разобран и запихнут. Остальное надо придумать как сложить.
По пути из Титовки заглянули в бывшую радиолокационную станцию (вроде). Огромных размеров шар. В Ленобласти таковых стоит два, но значительно меньше, пространство для съемок фильма о страхах и прочих нервно-паталогических внутренних конфликтах на лицо.
В Мурманске мы особо не задерживались, поели, заправились - поехали дальше. Дорога на Териберку.
По пути встретили клапан от местной ГЭС. Большой и текучий.
На Териберке тоже кладбище кораблей. Но тут оно прямо в прямом смысле слова кладбище. Судна подгоняют к берегу, и засыпают землей. Почему так - не могу сказать, по мне дык это скоро все прогниет и провалится. Но возможно там есть иное объяснение.
Пару слов о поселке: население здесь, что то порядка 300 семей. Поселок существовал задолго до Мурманска (кстати последнему, оказывается всего 100 лет будет скоро). В общем виде - по ощущению - город заброс. При том, что во многих полуразбитых домах стоит стеклопакет + свежие машины рядом. Тут снимали Левиафана Звягинцева, по признанию одного из жителей - фильм полностью исказивший жизнь их поселка.
Дорога в скале.
А еще буквально с полгода назад ТУТ жили люди. Во многих домах вместо окон - фанера.
Там же рядышком есть пристань. Это место стало огромным гнездом для чаек - здесь я увидел их настоящих птенцов.
Они даже разговаривают между собой:
...и выясняют отношения.
На берегу стоит лодочный сарай, уходящий в воду. Долго думал как его снять, но в итоге ограничусь цветом.
Лодки. Их тут в каждом дворе хватает, да и, как здесь без них?
Вновь Баренцево море. Тут +5 градусов, волны, и скалы. Кстати вольва осталась смотреть на это где то в километре до.
Помните я говорил, как сталкиваются волны между собой? Вот примерно как это происходит. И главное что - ЦВЕТ!
Две стихии встретились:
Териберский сюжет. Вообще тут надо было остатся и поснимать нормально, но были слишком уставшие.
Ближнее двухэтажное здание - церковь.
Обратная дорога из Териберки.
8) "Умбозеро" или "Ну вы точно больные х2"
Погода потихоньку портилась, переодически моросил дождь. Познакомились у Ревды с местными джиперами и какое то время ехали с ними.
Потом решились спать, и дабы вернутся на дорогу - поехали назад. В итоге, как в фильме: поехал в горку объезжая булыжники, и в какой то момент меня понесло на стоящий валун. Благо что он постепенно выходил из земли, и с правой стороны нет ни чего жизненно важного (бак слева). В итоге машина встала на днище. Стали строить дорогу под ней:
Позади, кстати видно Умбозеро. Спустя 5 часов безуспешных откапываний, и накидывания почти метра высоты, я пошел за УАЗиком. Через 10 км я их таки нашел и они сразу поехали нам помогать. Хорошие все же ребята оказались, посмотрели что бы мы вышли на дорогу, дали домашних пирожков с собой и просто пообщались. Приглашали приехать с джипом, а не с "низкозадой" вольвой.
На сим, мы поспали пару часов в машине и приняли решение, что погода уже скатилась в уныние, мы устали + много мокрых вещей. В итоге через 10 часов мы были в Беломорске, там поспали до утра и утром двинулись в Питер. 9) Эпилог Кольский полуостров - одно из моих любимых мест, и я обязательно туда вернусь. Но 4х4 там куда предпочтительней вместо мопеда или Вольвы. Хотя если удастся найти полуживой Сузуки Самурай, то жесткая сцепка наше все. Все путешествие заняло 7 дней. Экипаж - 2 человека. Мопед проехал 215 км - без отказов Машина проехала 3700 км - без отказов В палатке жили один раз. В общей сложности уложились в 20к, как и планировали. +/- Впечатления - незабываемо. Благодарю за внимание! На любые вопросы и пожелания - добро пожаловать в комментарии.
Как всегда - супер!
Прямо на Север захотелось мотануться....
Спасибо, автор!