Путешествие: Крайне Северные путешествия.
На самом деле тут должна быть история о том, как однажды утром я приехал в гараж к Максиму, который в этом посту варил и красил мне машину, и обнаружил у него по среди гаража огромный матрас: вернувшись из неудачного тур-де-Финляндия он оказался в существенном минусе и уже с неделю жил у себя в гараже на этом самом матрасе. Рядом стоял мелкий столик с ноутбуком, пара автомобильных аккумуляторов на ночь, на случай отключения света и прочие бытовые мелочи включавшие в себя кальян, пивную кружку с чаем и прочее. Знакомым с авантюризмом подобных обстоятельств, думаю совершенной неожиданностью не станет решение о том, как мы решили и эту задачу. Еще будучи в институте без машины и, толком, без денег в кармане, ни кто из нас ни в коем случае не отказывал себе в одной весьма обширной юношеской радости - а именно в путешествиях. Перемещаться, иногда приходилось очень оригинально однако чем то новым это не стало: так в разговоре с одним профессором, коему уже под 80 лет и коий весьма уважаем в определенных научных кругах, я его спросил про его молодость и в особенности про путешествия. Какое же мое было удивление, что после войны он ездил на Байкал... на крыше поезда. Хотя подобное ни в коем случае не должно быть каким либо удивлением, на той же хронике со старыми трамваями то и дело можно наблюдать какого нибудь шкодливого безбилетника который сидит "на колбасе" позади вагона. Однако еще не так давно мы перемещались примерно так же, с той лишь разницей что на шее болтался древний Зенит-Е, а в кармане валялась пара катушек просроченной, лет так с 15, "Свемы" которую кто то вынес в объеме картофельного мешка с одного сносимого в то время завода. Итак решение текущей проблемы было найдено в очередном бегстве... на землю Франца Иосифа, но фортуна нам не сильно улыбнулась в этом, и даже напротив - подала другие возможности к решению. Так, разделившись, Максим остался поправлять свое положение прибывшими ему в ремонт парой машин, а я отправился на Север, т.к. близилась пора золотой осени, а ее там мне ни разу не довелось увидеть, да и предшествующие моему рассказу обстоятельства наконец сложились в сумму, которая позволила бы нам немного пожить подальше от дома. По мотивам остальных путешествий на:
До Мурманска и назад на ИЖ Комби
Вологодская и Архангельская области, Кольский п-ов и ко на 740
...и на край света на volvo 740
Ближе ко дню отправки были закуплены все необходимые продукты, но в условиях спешки все было как необычно за дорого куплено в синей "Ленте", а не в крутых местах, где за недорога ты получаешь целую коробку свежих продуктов.
1) Гирвас. Аэродром, дождик, ночь у озера. Тут всего три фотографии.
Грибы растут толпами. Вот такая грибная "семейка" обнаружилась утром рядом с машиной.
Утро перед дождем, мытье посуды.
2) Кировск. Тут мы обосновались в местной недвижимости почти ночью и, на следующий день, пошли гулять по окрестностям. Вот такой друг пришел сторожить машину когда мы подъехали к горе.
Гора перед городом. На вики значится как Большой Вудъявр, хотя такое же имеет название озеро неподалеку (к нему мы еще подойдем тоже). От людей мы прошли не так уж и далеко, а они уже кажутся маленькими. Облака очень низкие, поэтому мы уже по-сути, над ними.
В 2013-м году, на эту гору (как минимум на половину пути) мы подымались на... ИЖ Комби. Если честно, пройдя уже сейчас весь путь от и до, мне стало понятным удивление джипперов, которые рано утром завидя нас на горе, да еще и на ЭТОМ, принялись отчаянно фотографировать. Вот та фотография:
Сейчас времена несколько изменились, теперь тут строят горнолыжный спуск, вобщем "все круто". Уже наверху промокли вдрызг, а в условиях почти нулевой видимости ближе к цирку решили не суваться. Пара фотография оттуда:
Наверху остался разрушаться какой то древний горнолыжный комплекс. В тумане - смотрится устрашающе, но крайне фактурно.
Старый подъемник для лыжников уходит в облака... вниз.
Тот редкий случай, когда валить горизонты - удел самой горы.
Спуск был не сложным, но внизу пришлось пройти через стройку и распаханную землю от бульдозера, изрядно утонув в глине пришлось принимать "ванны" для ботинок уже внизу, в ближайшей луже. Итог первого дня: промокли вдрызг, влажность очень высокая. Дома уже обнаружили что вода изрядно воняет - оказывается в Кировске это давняя проблема.
3) На следующий день нами была предпринята попытка отправится в долину, поближе к самой золотой осени и просто посмотреть уже действительно новое, для нас, место. Приближаемся к озеру малый Вудъявр.
Границы света и тени. Первое впечатление от огромных гор очень схоже от первого впечатления после прослушивания мессы до мажор Бетховена. Во многом, массивность и мрачность пространства - это его стихия которая не мало отражена у него в музыке. Кстати уже двигаясь обратно, в колонках звучала пасторальная, 6-я его симфония.
Грядет буря, однако.
Дорога крайне пустынна. Периодически катаются только грузовички: от карьера до базы. Эдакая реклама новодельному volvo-грузовику:
Непосредственно малый Вудъявр на панораме и корыто рядом с ним. Света нет, поэтому уныло.
Обратный путь проделали по другой дороге, порываясь залезть на трубу заброшенной ТЭЦ, которая скучает посреди гор.
У Большого Вудъявра (тот что озеро), решили попить чаю и порисовать.
Долина гаражей неподалеку.
Дальше следовала домашняя чистка Никона и ожидание заблудших неподалеку наших сотоварищей. На следующий день мы должны с ними вместе двинуться к морю.
4) Дорога на Териберку. Вокруг нас толпы грибов и черники. Прибывшая компания ребят также приехала сюда с фотографическими целями: это Тема, Лиза и Даша. Какой то гриб в тундре.
Для поездки Тема вооружился RZ-67, старая японская среднеформатка. Ниже будут и его снимки которые я помечу. Все в той же тундре и с тем же грибочком.
Вот кстати и его фотография на старый пленочный Горизонт который также был в арсенале.
Черника. Ее тут немеренно. Кустики ее карликовые, но ягод много. Ягоды, кстати, очень вкусны. Горсть набирается за пару движений рук. Объедаемся витаминами.
Териберка. Поселок названный у кого то "Богом забытой землей". Дальние Зеленицы, что находятся в 40 км от нее более примечательны, ибо до них доезжают лишь еденицы из за отсутствии дороги. Но Териберка доступна, а ребята тут еще не были. Гуляем.
Старенький Юпитер.
"Моя машина увидела море!" - сообщил я в рацию. В этот раз мы подъехали вплотную.
Териберский водопад. Его многие видели и многие знают, но в прошлую поездку до него мы так и не добрались. Вооружаюсь Темой и мы лезем вниз.
Вода, вобщем-то, падает...
Тема в каньоне. Или как его еще назвать. Через пару секунд он достанет горизонт и...
...сделает панораму =)
Ближе к морю становится ветренней и холодней. Шляемся по скалам.
Омываемые морем и обносимые ветрами скалы часто похожи на различных сказочных существ.
Ну а мне, как обычно, довелось пролезть в непролезаемое место и совершить одинокое восхождение на гору дальше. Общаемся по рациям.
Пока отдыхал обнаружил любопытную железку, по еще школьной памяти, установил что это затвор от орудия. Что он тут делает?
Меж тем соеденяюсь с группой и мы идем уже кучкой дальше. Как и всякий предводитель, активно рассказываю про батарею к которой мы идем. А пока рассказывал - решили устроить привал. Зарисовки. В теории можно разглядеть машину на берегу.
Подымаемся выше.
И вот, спустя два года, мы добрались до батареи (она была в списке к посещению еще в прошлом году). Старые орудия на берегу моря.
Поклонный крест.
Посчитал количество затворов - у всех 4-х орудий он на месте. Откуда же он взялся тогда там, ранее?
Прошло уже много лет, а эта установка и по сей день грозно смотрит на море.
Дальше следовал обратный путь. Что бы не слишком грузить и без того объемный пост, пропущу этот путь назад и обозначу происходившее уже у самой машины. КРАЗ с военными пришел попить из озера.
Автосвалка у кладбища. Куча жигулей и волг. Среди всего многообразия - валяется старая 240, без крыши (она красного цвета на фото).
Дальше следовала дорога домой в полутьме и обнаружение того что у меня вывалился болт муфты кардана. Ехать едет, но на определенных скоростях вибрирует. До Кировска приехали уже ночью, не торопясь. Утром сходил в ближайший магазин и подобрал нужный мне болт, полчаса и все как и раньше.
5) Следующими днями мы посетили старую взлетную полосу у Кировска...
...Остатки старого Кировского вокзала...
...и отправились в горы.
Вновь прибыв к малому Вудъявру уже впятером, поставили машины и пошли к склону. Суровый брод преодолевался...
...сурово. Резиновые сапоги одевать не стал, поэтому прошел на босу-ногу по холодной воде. Хорошо что шерстяные носки, которые были взяты с запасом, имеют свойство очень быстро согревать ноги.
Ползем по тропинкам и любуемся видами.
По-пути Тема делает такую фотографию на RZ:
Старая компрессорная установка 1908-го года выпуска, изготовлена в Чикаго. Нашел ее архивные фотографии (ниже)
Рядом с ней раньше находился молибденовый рудник, и с ее помощью работали отбойные молотки. Если честно, первая мысль в голове: эдакий плевок в вечность, посреди гор. Вторая мысль это уже было удивление - как сюда можно было ее затащить? Замечу что ее рама цельная (литая), и даже при самых скромных подсчетах она весит не меньше тонны. А с мотором?
Панорама:
Тема сморит в долину.
Обратная дорога и наши тени.
Ну и Любина фотография про то как "не надо" пересекать брод.
Пожалуй на этом и закончу.
Так на трубу ТЭЦ залезли? Репортаж отменный!