Своими руками: Спасение одометра.
Однажды в дороге я заметил, что циферки одометра на приборной панели застыли на одной и той же цифре. Сразу скажу, что приборная панель общается с коробкой посредством экранированного кабеля, а не через тросик (и это модель начала 80-х годов!). Первая мысль о потере контакта с датчиком скорости улетучилась сразу, т.к. стрелка спидометра продолжала показывать текущую скорость. Значит что-то внутри прибора заглючило.
Несколько дней я проездил без одометра и вот наконец-то решил его починить, ведь без него было как-то непривычно ездить и тем более следить за расходом топлива как показателем качества работы мотора и эффективности работы прокладки между рулем и сиденьем. Любопытство и шаловливые руки не давали покоя и заставили меня влезть и в этот узел автомобиля, тем более, что после капиталки мотора я уже ничего не боялся.
Конструкция прибора классическая, механическая, но с преобразователем электрического сигнала датчика скорости во вращение шагового мотора, который крутит несколько шестеренок одометра, состоящего из двух частей: общий пробег и текущий обнуляемый.
После разборки приборной панели я изъял спидометр и практически сразу увидел проблемное место - это одна из шестеренок, у которой выпали 2 зуба. Пока я доставал эту шестеренку, она развалилась на несколько частей буквально от прикосновения пальцев! По какой-то неизвестной мне причине данная шестеренка была сделана из резиноподобного материала полупрозрачного цвета, который видимо от старости и температуры просто высох и стал разваливаться. Остальные шестеренки были почти как новые без видимого износа.
Взглянув на останки шестеренки я понял, что подобрать аналог от чего-либо будет практически невозможно, а купить новый прибор будет очень сложно и дорого, тем более, что в продаже я видел только всю приборную панель в сборе за $250 без стоимости доставки. Поэтому мной было принято решение заказать изготовление новой. Я собрал приборку и установил в машину на то время пока буду разбираться с этой шестеренкой.
После поиска мастера шестеренчатых дел на одном из заводов я отдал ему останки разложившейся шестеренки. Но, к сожалению, после 2-х недель ожидания мастер отдал мне их обратно со словами: - "Извини, не могу ничем помочь - уж больно хитрая шестерня оказалась, профиль у её зубчиков хитрый очень". Но он смог заэскизировать шестеренку, что помогло мне в дальнейшем.
И тут я решился на невероятное! Я решил сам выгрызть эту шестеренку с помощью ручного инструмента! Попытка-не пытка и я разработал чертежи заготовки шестеренки, но без зубчиков. Заготовка была составная, т.к. в шестеренке 2 профиля на разных диаметрах (типа как в механических часах). Токарь мне выточил из алюминия несколько заготовок.
И вот я принялся выгрызать эти зубчики дома в тисках на табуретке с помощью полотна от ножовки по металлу, заточенному на точиле. Первая шестеренка была благополучно испорчена - первый блин комом как всегда. А вот вторая получилась вполне сносной:
На фото показана данная изготовленная шестеренка. Для масштаба рядом рублёвая монета. Это еще не подогнанная шестерня. При анализе механизма я понял, что суперточности от шестеренки не требуется, т.к. никаких особых усилий тут нет - нужно просто передавать кинематику, поэтому главное, чтобы она вращалась без заеданий.
Далее следовал второй этап - подгонка шестерни к механизму так, чтобы она там свободно и без заеданий вращалась и передавала вращение от шагового моторчика на следующую шестеренку. Подгонка шла очень тяжко и муторно. Каждая установка выявляла проблемные места и их приходилось убирать микроскопическим надфилем или полотном от ножовки по металлу.
И вот наконец-то вроде-бы ничего не заедает! Пора смазать и ставить прибор на место.
На данном фото показан внешний вид спидометра/одометра.
А вот и место, где стоит новая самодельная шестеренка.
После установки прибора в машину и небольшой поездки для проверки я еще пару раз снимал шестерню и подрезал зубчики, т.к. она заклинивала и мотору не хватало усилия её крутить. При этом я понял, почему исходная шестерня была из мягкого материала - шаговый мотор крутится рывками и поэтому на шестеренку передается вращение ударами, отчего происходят щелчки как в часах... тик-тик-тик... Я думал, что теперь эти тиканья будут слышны постоянно, но когда я собрал всё на место, то этих щелчков стало не слышно.
Вот уже 15000 км успешно просчитано данным отремонтированным одометром. Надеюсь, что он прослужит долго.
Данный вид ремонта всегда вспоминаю с улыбкой. И как мне хватило терпения это сделать?
Спасибо за внимание и интерес!
Точно не помню, но вроде бы шестеренки с червячным валом в бытовом водяном счетчике очень уж похожи конструктивно. Этот вариант не рассматривал?