Maserati Biturbo
1984 г.
2 л. бензин
184 л.с.
МКПП
задний привод
2012
1
Волгодонск
11 июля 2012 в 17:02

Своими руками: Спасение одометра.

   Однажды в дороге я заметил, что циферки одометра на приборной панели застыли на одной и той же цифре. Сразу скажу, что приборная панель общается с коробкой посредством экранированного кабеля, а не через тросик (и это модель начала 80-х годов!). Первая мысль о потере контакта с датчиком скорости улетучилась сразу, т.к. стрелка спидометра продолжала показывать текущую скорость. Значит что-то внутри прибора заглючило.

   Несколько дней я проездил без одометра и вот наконец-то решил его починить, ведь без него было как-то непривычно ездить и тем более следить за расходом топлива как показателем качества работы мотора и эффективности работы прокладки между рулем и сиденьем. Любопытство и шаловливые руки не давали покоя и заставили меня влезть и в этот узел автомобиля, тем более, что после капиталки мотора я уже ничего не боялся.

  Конструкция прибора классическая, механическая, но с преобразователем электрического сигнала датчика скорости во вращение шагового мотора, который крутит несколько шестеренок одометра, состоящего из двух частей: общий пробег и текущий обнуляемый.

   После разборки приборной панели я изъял спидометр и практически сразу увидел проблемное место - это одна из шестеренок, у которой выпали 2 зуба. Пока я доставал эту шестеренку, она развалилась на несколько частей буквально от прикосновения пальцев! По какой-то неизвестной мне причине данная шестеренка была сделана из резиноподобного материала полупрозрачного цвета, который видимо от старости и температуры просто высох и стал разваливаться. Остальные шестеренки были почти как новые без видимого износа.

   Взглянув на останки шестеренки я понял, что подобрать аналог от чего-либо будет практически невозможно, а купить новый прибор будет очень сложно и дорого, тем более, что в продаже я видел только всю приборную панель в сборе за $250 без стоимости доставки. Поэтому мной было принято решение заказать изготовление новой. Я собрал приборку и установил в машину на то время пока буду разбираться с этой шестеренкой.

  После поиска мастера шестеренчатых дел на одном из заводов я отдал ему останки разложившейся шестеренки. Но, к сожалению, после 2-х недель ожидания мастер отдал мне их обратно со словами: - "Извини, не могу ничем помочь - уж больно хитрая шестерня оказалась, профиль у её зубчиков хитрый очень". Но он смог заэскизировать шестеренку, что помогло мне в дальнейшем.

  И тут я решился на невероятное! Я решил сам выгрызть эту шестеренку с помощью ручного инструмента! Попытка-не пытка и я разработал чертежи заготовки шестеренки, но без зубчиков. Заготовка была составная, т.к. в шестеренке 2 профиля на разных диаметрах (типа как в механических часах). Токарь мне выточил из алюминия несколько заготовок.

   И вот я принялся выгрызать эти зубчики дома в тисках на табуретке с помощью полотна от ножовки по металлу, заточенному на точиле. Первая шестеренка была благополучно испорчена - первый блин комом как всегда. А вот вторая получилась вполне сносной:

 

На фото показана данная изготовленная шестеренка. Для масштаба рядом рублёвая монета. Это еще не подогнанная шестерня. При анализе механизма я понял, что суперточности от шестеренки не требуется, т.к. никаких особых усилий тут нет - нужно просто передавать кинематику, поэтому главное, чтобы она вращалась без заеданий.

   Далее следовал второй этап - подгонка шестерни к механизму так, чтобы она там свободно и без заеданий вращалась и передавала вращение от шагового моторчика на следующую шестеренку. Подгонка шла очень тяжко и муторно. Каждая установка выявляла проблемные места и их приходилось убирать микроскопическим надфилем или полотном от ножовки по металлу.

И вот наконец-то вроде-бы ничего не заедает! Пора смазать и ставить прибор на место.

 

На данном фото показан внешний вид спидометра/одометра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 А вот и место, где стоит новая самодельная шестеренка.

После установки прибора в машину и небольшой поездки для проверки я еще пару раз снимал шестерню и подрезал зубчики, т.к. она заклинивала и мотору не хватало усилия её крутить. При этом я понял, почему исходная шестерня была из мягкого материала - шаговый мотор крутится рывками и поэтому на шестеренку передается вращение ударами, отчего происходят щелчки как в часах... тик-тик-тик... Я думал, что теперь эти тиканья будут слышны постоянно, но когда я собрал всё на место, то этих щелчков стало не слышно.

   Вот уже 15000 км успешно просчитано данным отремонтированным одометром. Надеюсь, что он прослужит долго.

Данный вид ремонта всегда вспоминаю с улыбкой. И как мне хватило терпения это сделать?

Спасибо за внимание и интерес!


26
Нравится!
Мне нравится!
24498
Комментарии33 Добавить комментарий
НаToyota Camry, Chevrolet Captiva11 июля 2012 в 23:58

Точно не помню, но вроде бы шестеренки с червячным валом в бытовом водяном счетчике очень уж похожи конструктивно. Этот вариант не рассматривал?

0
karam-lacetti
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 09:52

вероятность, что подойдет от чего-то стремится к нулю.

0
был 3 месяца назад
НаPeugeot 806, Peugeot 80612 июля 2012 в 02:38

хммм....помоему тут есть подводные камни в виде разных по абразиву материалов, в том смысле что твоя шестерня может в скором времени износить пластиковые шестерни и как видно из фото сразу две...Слушай а ты женат? меня бы наверное сослали жить в машину при таком фанатизме))

0
геныч 25
был 2 дня назад
НаYamaha XT, Irbis IS12 июля 2012 в 05:02
Писал же что женат. А что парня выгонять? Пусть лучше так, чем с пивом у компа большую часть времени
0
геныч 25
был 2 дня назад
НаYamaha XT, Irbis IS12 июля 2012 в 05:15
Ну да, автор немного не подумал, надо было из мягкого матерьяла делать. эта шестерёнка должна быть мягче двух других. Сопромат! Можно было попробовать сделать из текстолита, да даже из пластика. Китайцы везде из пластика ведь делают. А в счетчике, кстати, да, у меня два валяются, гляну, что там стоит. Хотя, вряд ли, такую найти, это как в лотерею выиграть.
0
vitalii1980
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 09:23

Хотел из мягкого, да вот только это на порядок сложнее, а рабочие поверхности шестеренки я шлифанул как мог нулёвочкой. Усилий там практически никаких нет, поэтому сопромат здесь ни причем, а вот триботехника да.

Пока 15000 км прошел - считает нормально.

0
геныч 25
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 09:51

Жена относится к этому лояльно. Еще пацан семилетний есть - вместе с ним сейчас заморачиваемся - учу его мастерству "очумелых ручек". Ему интересно и это хорошо.

Жена даже дома стерпела адскую грязь, когда я салон перетягивал и длилось это месяц. Правда помогать мне не хочет. )) Но машину эту она любит и менять на другую не хочет. Ну разве что на другую мазерати или поршика, или что-то сравнимое по комфорту в салоне. За рулем не ездит и не умеет, более того - ей это не надо.

Сам бы я купил себе машину для езды, а эту оставил бы как хобби - для реставрации, но финансы поют романсы. Поэтому и приходится совмещать приятное с полезным и постоянно держать машину на ходу.

0
был 2 дня назад
НаYamaha XT, Irbis IS12 июля 2012 в 05:08
Ох уж эта провинция. Зачастую проще и дешевле напильником выточить, чем купить, или заказать. Сколько твой нормо-час стоит? Я тоже как то раз наушники! делал, обмотка отпала, сначала один конец, потом второй. Делаю, и плачу, до чего меня довело наше правительство, сегодня наушники, завтра, что? презерватив штопать буду?
0
vitalii1980
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 09:31

Да, мы такие в провинции и наш нормочас стоит в разы меньше столичных. Но не в этом дело. Дело в интересах по жизни: кто-то охоту любит, кто-то рыбалку, а кто-то пиво пить на диване. Я вот опять думаю чего бы замутить в машине, что-бы с минимальными затратами и с интересом - руки чешутся! :)))

Если птице отрезать крылья,

да и ноги отрезать тоже -

эта птица умрет от скуки,

потому-что летать не сможет.

))))))

Хочу самостоятельно кузов отремонтировать - возможно винилом перетянуть.

0
t-va
был 2 дня назад
НаYamaha XT, Irbis IS12 июля 2012 в 10:54
А что, руки больше негде приложить? Живешь в городе, возьми дом. Мастерскую сделай, ну там, станочки поставь, оборудуй всё. Подделай пару жигулей, потом свою мазерати подваришь, и покрасить сможешь сам. Ничего сложного нет, главное, чем даже профессионалы пренебрегают, мелочи. С твоим трудолюбием наверняка добьешься отличных результатов. А покрасив пару авто компенсируешь затраты
0
Скрыто 3 комментария. Показать?
vitalii1980
НаMaserati Biturboизменен 17 июля 2012 в 11:03
Комментарий удален модератором.
t-va
был 2 дня назад
НаYamaha XT, Irbis ISизменен 17 июля 2012 в 11:02
Комментарий удален модератором.
vitalii1980
НаMaserati Biturboизменен 17 июля 2012 в 11:02
Комментарий удален модератором.
НаPeugeot 40812 июля 2012 в 07:51

Читал и другие статьи автора. Вот это я понимаю, так любить машину! А то некоторые пишут "люблю свою ласточку", а через месяц продадут, а потом еще и и ругают что она никакая была )

0
andric
НаNissan Qashqai+212 июля 2012 в 09:24

Так люди по-разному к машинам относятся. Основных разделений два: Как к средству передвижения (нас в мире больше:) и как к нечту, чему-то большему. И соответственно подразделения гонщиков, ремонтников, тюнинговщиков и других любителей позаниматься с машиной:)

 

0
sly001
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 09:34

Наверное на меня сама машина повлияла - была-бы жига, вряд ли я так заморачивался и скорее всего продал бы её быстро.

0
t-va
был 2 дня назад
НаYamaha XT, Irbis IS12 июля 2012 в 11:16
Ну вряд ли заморочился бы с жигулями. А это особенное авто.
0
НаToyota Avensis, Toyota Camry12 июля 2012 в 08:42

 "Очумелые ручки"  зеленые  от перекуров в сторонке ... )

0
НаMitsubishi Galant, Subaru Forester12 июля 2012 в 10:20
Не проще было смоделировать шестерню и вырезать на токарном станке с чпу?
0
galant_ix
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 11:04

Вы еще скажите распечатать на 3D-принтере! ))

Еще проще - купить новый прибор.

Теоретически проще, а вот на практике....

во первых нужен станок - в нашей дыре уже здесь проблемы,

во вторых - это стоимость изготовления - шестеренка выйдет золотой, если станок не твой.

Если бы у меня не получилось сделать руками, то возможно я бы и пошел на это.

0
t-va
НаMitsubishi Galant, Subaru Forester12 июля 2012 в 12:08
Зд принтер для восковых моделей в основном.
Дорого моделирование стоит. По шестеренке модель простая, если есть желание осваиваешь прогу rhino, на торрентах полно крякнутых версий. За неделю осваиваешь простые модели, в инете есть куча видеоуроков к примеру на render.ru. А вырезать готовую модель не дорого. Порядка 100-200 руб за час работы модели 15-25 мм. В москве контор полно. Если любите мастерить очень пригодится в будущем.
0
galant_ix
НаMaserati Biturbo12 июля 2012 в 13:46

спасибо за совет!

Я профессионально владею NX - бывший Unigraphics. Поэтому создать 3D модель любой сложности для меня не сложно.

Москва далеко - 1200 км. Только если почтой, то вариант. Надо поискать конторки, которые через инет и почту работают.

0
12 июля 2012 в 12:34

Респект и уважуха, прочитал весь сериал, радует, что не перевелись еще в стране мозговитые и рукастые ребята :)

0
был 3 месяца назад
НаPeugeot 806, Peugeot 806изменен 13 июля 2012 в 00:06

мдааа....а вот у меня проблема актуальная есть: поломался значит у меня моторчик  тахометра, тот который стоит в приборной доске (это кстати болезнь Пежо и не только) Ну есессно руки тоже где надо растут, разобрал осмотрел. Там простейщий механизьм из трех шестерней и у одной обломился пластмассовый штырь на которой она сидит. Штырек миллиметра 3-4, самому выставить на глаз не получиться. Посоветовали обратиться к часовщикам- те послали сразу. Порылся на разборках-как оказалось отдельно такую хрень от всей приборки никто ниразу не видел.В некоторых местах предлагались приборки целиком но по номеру они не подходили и глючили. А покупать из за моторчика всю панель за 2000-3000 рублей я как то нехочу. Вот так и езжу без тахометра уже где то год....На одном сервисе разговорился с электриком и он пояснил что срок службы этих штуковин 200-300 тысяч км. а потом он по желанию клиента может переставить моторчик с тахометра на спидометр(они одинаковые) или наоборот....смотря кто без чего жить неможет)))

0
геныч 25
НаMaserati Biturbo13 июля 2012 в 09:28

Можно попробовать эту оську, на которой шестеренка крепится восстановить с помощью холодной сварки. Если сами боитесь, то поищите "левшу" в своём регионе, который согласится помочь.

0
НаKia Sorento13 июля 2012 в 13:07

Автор ,если тебе в будущем такие шестеренки понадобятся, пожалуста, дело 10 минут. Только с тебя макет в corel или illustrator в кривых, в натуральную величину., я тебе на лазерном станке нарежу из пластика или пвх хоть сто штук.

0
andrey911
НаMaserati Biturbo13 июля 2012 в 15:57

Ок! Буду иметь ввиду. А вот в данной шестеренке большие зубцы под углом должны быть (косой зуб) - Вы так тоже можете?

0
НаKia Sorento13 июля 2012 в 16:29

В принципе возможно, угол градусов 15 можно срезать лазером , не более,  колдовать в настройках придется.

0
был месяц назад
НаToyota Town Ace, Suzuki SX414 июля 2012 в 07:01

 Может быть проще было из резины сделать или из силикона - Отдать ребятам которые печати режут и как говориться за три часа и семьсот рублей.... Удачи.

Мне тоже кажется не зря инженерная мысль конструкторов "Мазерати" выбрала упругий материал... Как там по итальянски Сопромат будет звучать?

п.с. Удачи владения эксклюзивным автомобилем!

0
барклай
НаMaserati Biturbo14 июля 2012 в 11:50

Прибор фирмы Магнети-Марелли. Мазерати его только использовали. 700 рублей за чмошную шестеренку как-то влом отдавать. А материал выбран из соображений снижения ударных нагрузок и шумности рабты.

0
НаSkoda Octavia14 июля 2012 в 13:18

Прочитал все,что написано по этой машине.... сижу и тихо фигею.... Автору зачет, респект уважуха и все такое!!!! С нетерпением, буду ждать еще отзывов!

0
14 июля 2012 в 13:48
Комментарий удален модератором.
15 июля 2012 в 22:36

Всегда восторгался  людьми, способными на такое. Молодец. 

0
Добавить комментарий