Год прошёл, подводим итоги.
Расскажу по пунктам. Если кому что ещё интересно - спрашивайте, буду дополнять.
Выбор
Поскольку это первый отзыв о моём С5, то немного о том, как я решился на приобретение "француза". За 12 лет последовательно эволюционировал от ВАЗ-2106 к Ауди-80 (обе - б/у), а затем к Форд Фьюжн (куплен новым). Должен сказать, что Фьюжн стал прогрессом в плане надёжности, но в комфорте и уюте (если вы понимаете) был шагом назад. И хотя за 4 года проблем с Фордом не было никаких, если не считать одного заменённого шланга ГУРа, подошла пора его менять.
Вначале я склонялся в пользу чего-то фургоноподобного ("как фьюжн, но побольше"), но в процессе понял, что переплачивая за объём и массу, всё равно получаешь гудящий салон и дубовую подвеску. А посему стал изучать, что есть на рынке из универсалов. Для меня это критично, на работу на авто я почти не езжу, а если выбираюсь куда, то далеко и машина основательно забивается вещами и пассажирами + собака привыкла ездить с комфортом, а не в обнимку с чемоданами.
На С5 смотрел давно, но он казался чем-то несбыточным, да и сомневался по поводу надёжности. Но как оказалось, ценник вполне гуманный, если учитывать довольно богатую комплектацию в "конфорте". А первый тест-драйв вообще снял все вопросы. Из конкурентов я рассматривал только Октавию-комби и Инсигнию. В первой отталкивал пресный дизайн (недолюбливаю VW во всех его инкарнациях, хотя симпатизирую ауди до сих пор), а во второй - пресловутая неизвестность, которая как известно пугает. Но главное, конечно, не недостатки конкурентов, а достоинства С5-го. Очень сложно уговорить себя выбирать разумом (здесь Шкода на пару с Мондео дадут фору чему угодно), а не эмоциями. Но эмоции взяли верх и не отпускают до сих пор :)
Надёжность
С одной стороны, год эксплуатации и 28 тысяч пробега - это ещё не повод говорить о надёжности, но с другой стороны... Многие друзья, кто (как и я поначалу) боится французского автопрома, спрашивают "ну как?" А кроме как "отлично" ответить нечего. Все проблемы, которые описываются на форуме ситроён-клуба, меня обошли стороной. Тросик капота за зиму так и не примёрз и не порвался. Замок перчаточного ящика работает исправно. Все уровни, включая масло в двигателе, в норме. Кожа на руле как новая (тряпками никогда не накрывал). Даже лампочки не перегорают. Кстати, с лампочками "дневного света" владельца может ожидать неприятный сюрприз: на дорестайлинговых С5 (фары без светодиодов) стоят какие-то жутко дорогие лампы, стоимость с заменой аж 2.5К рублей за штуку. Но с другой стороны, если взять японцев, которые априори считаются более надёжными, замена обычной галогенки ближнего света, например, на Патфайндере у дилера обходится в ту же сумму (стоимость работы такова, что затраты выравниваются).
Серьёзный косяк случился один, но не с двигателем, как ожидалось (почему - читайте ниже), а с подвеской. Причём самое удивительное то, что до визита к дилеру я об этом и не догадывался. Подвеска в С5 вполне надёжна, смею вас уверить. Но проблема в том, что она отдаляет вас от суровой российской реальности настолько, что вы начинаете ездить немного не так, как это делали раньше. Энергоёмкость и шумоизоляция настолько хороши, что даже печально известная М9 в Тверской области не доставляет неудобств. Летом я съездил в Ригу, скорость редко опускалась ниже 90 км/ч (про населённые пункты речи нет, благо их там немного), даже "скоростные" внедорожники вида "Лехус чорный тонированный" не отрывались. Итог: течь гидроцилиндра подвески и погнутый стабилизатор. К счастью, случай был признан гарантийным (спасибо дилеру) и мой карман не облегчился на 15 тысяч рублей. Но всё равно стоит отметить, что для машины такого класса цена ремонта была бы мизерной. Сравните с ценами на подобные з/ч для Ауди оллроуд или Мерседеса (про регулируемую подвеску Порше говорить не будем, это совсем другая лига).
Двигатель ТНР (о наболевшем)
Безусловно, это самая увлекательная тема, когда речь идёт о С5. С таким же увлечением и азартом обсуждают злосчастный ТНР только владельцы пежо 308. Но им повезло меньше: 3 года назад этот двигатель был не то чтобы сыроват, но наши дилеры вообще не знали, как к нему подлезть. Потому и проводили машинки на сервисе по 3 недели в ремонте. Собственно, летом 2010 года, когда я делал свой выбор, на форумах была информация только о том, что звёздочка на распредвале закреплена ненадёжно, метки сбиваются и машинка не едет. Но вроде бы проблема исправлена на С5ых и есть надежда, что всё будет хорошо. Но всё оказалось не совсем так. В сущности, одна только тема с двигателем сможет оттолкнуть большинство потенциальных покупателей С5. Поэтому посвящу ТНР неприлично много слов :)
Ещё немного о выборе. Реально альтернативой для ТНР в прошлом году был только дизельный 2-литровый двигатель, ибо бензиновый атмосферник не предлагался, а 3-литровый V6 уже за гранью добра. Сам я никогда дизели не эксплуатировал, но в моём окружении есть достаточно как немецких (VW, BMW), так и японских дизелей, которые успешно эксплуатируются в московском регионе. Однако, ездить по России на них ни один из владельцев не советовал (вплоть до того, что надо запасаться канистрами, чтобы элементарно съездить в Мордовию). Поэтому изначально я относился к дизелю с предубеждением. Но всё решилось не в теории, а на практике. Среди прочих достоинств французского дизеля все отмечают необычайную тяговитость (320 Н*м это по-взрослому) и отличную динамику. Прокатившись на дилерском авто с автоматом, я отметил, что разгоняется он вполне уверенно для столь тяжёлого авто (1650 кг), на уровне с фьюженом. Но не более. Найти ТНР на тест-драйве, как и свободных авто с ТНР в продаже, оказалось проблематично: они только появились в России. Но на Дмитровке нашёлся. И после тест-драйва я уже не мог думать о дизеле. Да, разумеется, С5 с его гидро-пневмой - не машина для автогонок. Но переплачивать 100 т.р. за бОльший момент, чуть большую экономию топлива (которая полностью компенсируется необходимостью лить присадки в топливо полгода кряду) и потенциальную надёжность (почему потенциальную - ниже) я был не готов. Разницу в базовых комплектациях я удачно вложил в расширение комплектации и закупку второго комплекта колёс.
Что имеем с ТНР сейчас? Расход топлива удивляет. После 1.6/100 на фьюжне я был готов к расходу в 13-15 литров по городу, всё же разница в массе 400 килограмм и "ручка" против АКПП. Но расход не изменился! Средний по городу 10, на трассе 7.5. А динамикой ТНР радует постоянно. Сам я склонен к спокойной езде (если хочется гонять и перестраиваться из ряда в ряд, то С5 вряд ли доставит удовольствие), но если надо ускориться, автомат мгновенно поддержит, а ТНР завершит картину приятной раскруткой. Но надо понимать, что в режиме "на все деньги" расход топлива будет негуманным.
Вернёмся к проблемам ТНР. На моём двигателе их нет, несмотря на грозные приговоры всех, кто принимал участие в обсуждении темы на форуме. Заявлялось, что к 20 тысячам ремонт неминуем, до 30 тысяч доездить на родной цепи и вовсе невозможно. Однако, новый смертельный приговор это уже не пресловутая звёздочка на распредвале, а цепь привода ГРМ, которую в угоду экологии сделали уж слишком тонкой. В результате цепь растягивается, фазы сбиваются и машина может ехать только в сервис. Сейчас помимо конструктивной живут две версии, почему цепь растягивается: низкая детонационная стойкость нашего бензина и любовь к динамичной езде на не полностью прогретом двигателе. Вторая версия мне кажется более правдоподобной, ибо топливо я заливаю такое же, как и "пострадавшие". Я ещё с Жигулей привык газ не топтать, покуда стрелка температуры ОЖ не поднимется. Как я понял, проблемы у всех турбированных "маломерок" (в том числе и VAGовских TSI) общие. И заложены они в конструкции, но под несколько неожиданным углом: наличие возможности "притопить" провоцирует на убийство нежной техники в суровых российских условиях.
В завершении темы про двигатели снова могу спросить: "покажите альтернативу". С недавних пор предлагается атмосферный 1.6 с роботом. Но полноценной альтернативой назвать его не могу. Он проигрывает во всём, кроме цены и надёжности, о которой пока никто ничего рассказать не может. Почти как о ТНР год назад, только градиент ожиданий направлен в противоположную сторону, "атмосферник точно не подведёт". Другой альтернативой - весьма условной - можно считать появившийся недавно 2.2HDI. Условной потому, что разница в цене становится уже 250 т.р. и С5 попадает в лигу, где вовсю промышляют немцы и "люксовые" японцы. И выбор этот будет непростым :)
Если говорить о дизелях вообще, то более частые обязательные ТО лично меня напрягают. Я не вижу разницы, нужно ехать к дилеру для проведения ТО или на ремонт, всё равно полдня теряется (найдите дилера, который расположен удобно для клиента). Да, на ТНР тоже желательно менять масло раньше заявленных 20 т.км, но если разбить этот интервал на два по 10, то "нечётные" вполне можно проводить там, где удобно мне, а не дилеру (например, отличный масло-сервис на Шереметьевской, которому любой дилер позавидует). И последнее, что можно сказать: ТНР не эталон надёжности. 100 тысяч без ремонта он точно не проездит, я уверен. Но каждый может выбрать, что ему больше по душе: менять цепь как расходник (первое время по гарантии бесплатно, далее - порядка 20К рублей), доезжая до сервиса своим ходом. Либо рано или поздно столкнуться с проблемами дизельного топлива (я намеренно не пишу "двигателя", ибо ситроеновские дизеля отличные), решать которую наши дилеры попросту не умеют. Для них это будет негарантийный случай со всеми вытекающими. Недавно на форуме кто-то уже решил ставить сепаратор для отделения воды. Чего останавливаться, сразу уж свой НПЗ :)
Об ощущениях (ода подвеске)
Описывать - бесполезно. Но сразу скажу: чудес не бывает, ехать по бездорожью со скоростью 100 км/ч как на ЛэндКрузере вы не сможете. Да и по проходимости С5 далеко не лидер, регулируемый клиренс не спасает от проблем большой массы, помноженных на передний привод. Но пересаживаясь в общем-то неплохие авто, в начинаете многое замечать, чего раньше не было.
А вот чему с С5 учишься, так это манерам. На нём хочется ездить спокойно и по-европейски. Пропускать пешеходов даже без зебры, пропускать других водителей, кто хочет влезть со встречки в твой ряд :) Возможно, это от того, что внутри уютно и вылезать не хочется.
Пожалуй, лучшее авто для дальних путешествий, на котором я ездил. За год владения успел прокатиться в зимнее турне через Калугу, Орёл, Брянск, Могилёв, Псков и Питер. Поведение на зимней дороге идеальное. ESP творит чудеса, к сожалению давал поводы вмешаться в управление. Поездка в Латвию к морю также оставила самые положительные эмоции: 16 часов обратной дороги спина перенесла без проблем. Ну и наконец вояж по Европе, через Украину, Венгрию, Италию, Францию, Германию, Польшу... С5 на удивление хорошо ощущает себя и на автобане на скорости 200, и на горных серпантинах, и даже на узких итальянских улочках (спасибо полному набору парктроников, хотя и без них с 5-метров махиной хорошо справляется даже жена). Кстати, С5 настолько хорош на ходу и так расслабляет, что я не возражаю, чтобы меня прокатила жена, тогда как обычно я без рулевого колеса в руках чувствую себя не очень комфортно.
Единственное, для чего С5 не подойдёт, это для гонок. Связь руля с дорогой острой не назовёшь, хотя в поворот С5 впишется на любой скорости в рамках уроков физики :) При резких замедлениях (особенно на малой скорости) авто ощутимо клюёт носом. Это утомляет, понимаешь, что С5-му такая дёрготня не по душе.
Капельки дёгтя (С5 в целом)
Честно говоря, буду высасывать из пальца, потому как машина доставляет только положительные эмоции. Но нет пределов совершенству :)
Стеклоподъёмники. Самая большая конструкторская недоработка (а не неподвижная ступица руля, как многие думают :)). В какую бы погоду ни закрыл - всегда мокрые разводы на стекле. Говорят, зимой это приводит к поломкам механизма, но мне как-то везло. Плюс у многих возникают скрипы при закрытии, но у меня почему-то не скрипит.
Как и все владельцы С5, столкнулся с трещинами на кожухе рычага АКПП. Умом это понять нельзя, но там использован такой же ужасный дермонтин, как на фьюжне ценой в 3 раза дешевле. Один раз я это проблему решил, решу и во второй - чехол из кожи шьётся в ателье за 300р и меняется за 15 минут. Дилер же может предложить на замену только новую резиновую (пип-пип).
Иногда подвеска неожиданно отзывается ударом на лежачих полицейских и тому подобные препятствия. Эффект известный и видимо специфичен для гидрактива. В любом случае, С5 позволяет проезжать полицейских с бОльшим комфортом и на большей скорости, чем его одноклассники. Про брусчатку даже и не говорю. Плюс к этому иногда (опять бессистемно) появляются резиновые скрипы в подвеске, как будто сайлент-блоки. Но подвеска в идеале, дилер ничего не нашёл.
Пробка бензобака на ключе. Понимая все достоинства данной системы, не могу их принять никак. Но вроде бы уже привык ходить к кассе с этой крышкой. Иногда зимой не сразу закрывается лючок, но возникает это бессистемно и так же быстро проходит.
Задние брызговики. Хотя и стоят 3 тысячи рублей (оригинал), разлетаются зимой от малейшего касания. Снял без сожаления, ибо уродуют автомобиль. На безопасности не сказывается, у турера длинный свес и он надёжно защищает едущих сзади.
Кнопки "вперёд/назад" на руле потрескались чуток. Но думаю, лет на 5 их точно хватит. Кстати, конструкция у этих кнопок не очень удачная. Переключать треки вслепую не научился даже через год, с громкостью справляюсь лучше.
Что больше всего раздражает: отсутствие подстаканников спереди. Тот, что спрятан в подлокотнике, практически не юзабелен (подлокотник забит барахлом и тянуться неудобно).
Ниши в дверях очень малы. Туда если что и влезет, то потом не вытащишь. Ну а что вы хотели, это же французы :) Хотя на пикассо им удалось решить похожую проблему весьма эффективно.
Заключение
См. "совет покупателю".
Совет автора покупателям Citroen C5 Tourer 1.6 THP (150 л.с. АКПП) 2010 г
А совет простой: дойдите до дилера и обязательно прокатитесь. Посидеть в салоне - мало. Хотя безусловно рекомендую светлый бежевый салон. Вопреки скепсису, он оказался совсем не марким. Но зато я теперь уже никогда не куплю авто с чёрным салоном. Перед выбором двигателя подумать 3 раза. Если смущает надёжность ТНР, то, возможно, ситроён вообще не лучший выбор. Поглядите на Шкоду, она будет мощнее, надёжнее и ликвиднее на вторичке. Ситроён выбирают чем угодно, но не умом.
Покупайте только, если вы уже просто не можете его не купить :)
Достоинства:
- Стиль (если вы понимаете, о чём я)
- Двигатель
- Подвеска
- Богатое оснащение, начиная с базовой комплектации (сравните с немцами)
- ...и всё остальное :)
Недостатки:
- Двигатель (вернее, небогатый выбор)
- Подвеска (за всё надо платить)
- Французский шарм (см. про дёготь)





прочитал с интересом, особенно про двигатель. Тестил именно такой агрегат прошлой осенью, оооочень был удивлён динамикой разгона. На сервисе послушал телефонные переговоры про неедущий машин, ждал там когда освободится кто-нить для консультаций по регламенту и обслуге. Форумы внимательно не изучал - оказывается проблема не надумана, дело в сбивающемся фазовращателе. Даже тестовая машина значит была глючной.
Внутри очень комфортный авто, внешне приятный, с 11 года какие-то мелкие изменения добавлены - типа диодов дхо что-ли... Подвеска заявляемыми возможностями привлекает и не так уж и глючна на деле, как оказывается.
Удачи в дальнейшем!