Колеса: Сани летом
“...И опыт, сын ошибок трудных...”
Описанная раннее в журнале эпопея с летними покрышками заставила по-новому посмотреть на то, что, собственно, происходит в городе с продажей автомобильных шин. А происходит примерно следующее: предложение на любые шины не массового сегмента (а мой размер туда, по мнению продавцов шин, не входит) весьма ограничено. По сути, выбор сводится либо к ультрабюджетным покрышкам китайского, как правило, производства, типа Sailun, Mirage и прочих “треугольников”, либо, если повезёт, к недорогим корейцам Maxxis и Kumho или, если уж очень повезёт , Hankook; либо к резине “первой шинной лиги”, включая Nokian, Continental, Goodyear и Michelin из наличия в автосалонах официальных дилеров - но по каким-то совершенно неадекватным ценам. Скажем, разница в комплекте шин моего размера - 255/55 R 18 109- составляет от 25 до 50 % в зависимости от жадности дилера и “премиальности” представляемой им марки.
“Их оставалось только трое из....”
Прикинув, что марафон по граблям - не мой любимый вид спорта, ещё в конце августа решил заняться поисками. Потихоньку отбрасывая всё новые и новые модели шин, определился с критериями. Прикинул, что в моём случае наиболее адекватным решением будет скандинавка, а критическими показателями - торможение и тяга на зимних покрытиях, то есть на льду и снегу. Сразу отпали 3 (точнее,5) моделей шин : Nokian R2/R3, Вridgestone DM-V3 и Continental Conti Viking Contact 6/7. Первые две -из-за российского производства (имел незабываемый опыт с фрикционкой Нокиан Made in Russia), последняя - из-за совершенно конского прайса. Уж не знаю, что там такого сверхъестественного в этой резине: то ли пыль с сапог швабских садовых гномов, то ли молотая чешуя рейнских русалок входит в состав, но цена впечатляет сходу.
Из всего остального, представленного на рынке, в финал выбились Michelin Latitude X-Ice XI2 SUV, Goodyear Ultra Grip Ice SUV и Bridgestone DM-V2. Выглядит сие следующим образом:
Bridgestone:
Goodyear:

Michelin:
Француз канадского разлива впечатлял рекордным торможением на льду, оставляя позади бюджетные шипованные покрышки, американец, рождённый в Германии, уверенно лидировал на снегу и хорошо выступал в остальных дисциплинах, а чистокровный самурай держался в уверенных середняках всех тестов на всех типах покрытий и обнадёживал традиционной стойкостью корда. Но-как водится- везде есть нюансы. Мишка оказалась традиционно беспомощной на снегу и снежной каше, умудряясь, как и модель для мягкой европейской зимы, Latitude Alpin LA2, превратиться в слик на совершенно безобидных с виду участках, и огорчила традиционно слабой боковиной (прямо как мои летние Michelin Energy, сдохшие 12 лет назад за одну поездку там, где ни шоссейная Fulda Eco Control, ни всесезонные Vredestein Quatrac 2, ни откровенно бюджетные Pirelli Р-400, ни даже Росава ВС-20 не подавали признаков недовольства). Увы...В оставшейся паре Гудьир смотрелся более выигрышным вариантом, потому решил остановиться на нём. Но, поскольку шины на складах были не самыми свежими (18 год и старше), решил взять паузу и дождаться новых поставок.
“Наша песня хороша- ”
И случилось так, что в эту паузу удалось пообщаться с одним довольно известным гонщиком и экспертом, и я впервые серьёзно задумался о...шипах.
Нет, в принципе, хотя на машинах, которыми я владел, шипованные колёса не стояли ни разу, на шипах я ездил. От никакущей Yokohama на Камри и неплохого Cordiant Snow Cross на Корандо до отличных Goodyear Ultra Grip Ice Arctic на Peugeot Expert и Nokian Hakkapeliita 8 на Rav4. И кроме существенно лучшего “зацепа” при торможении и разгоне на льду, я отчётливо помню ещё один важный нюанс: когда сцепление с поверхностью, особенно в поперечном направлении, теряет шиповка, иногда достаточно сбросить скорость на пару км/ч, чтобы “гвозди” снова впились в дорогу и контроль над машиной был восстановлен. А если “поскользнётся” фрикционка...то частенько лучшим исходом можно считать торможение в снежный бруствер. Причём уже не так важно : колёсами, бампером или днищем. Многие скажут “Спорно” и будут правы: системы стабилизации современных автомобилей шагнули далеко вперёд, да и опыт зимней езды на всех типах привода и шин (включая лысые летние на Жигулях в юности) не пропьёшь) И лично для себя в конкретном климате оптимальной зимней резиной считаю скандинавку, но конце-концов, подумал я, ездить в основном жене, а утренняя наледь, в отличии от снега, на дорогах, особенно виадуках и набережных,у нас в наличии ежедневно с ноября по март.
И если верить финнам из Test World (а не верить им оснований у меня нет) и сухому языку цифр их измерений (с которых, согласно известной цитате Дмитрия Ивановича Менделеева, начинается любая наука), то в торможении с 50 км/ч лучшая из протестированных шипованных шин Goodyear Ultra Grip Ice Arctic SUV выигрывает у своей “неарктической” сестры Goodyear Ultra Grip Ice SUV 6,6 метров. У победительницы теста среди нешипованных - Continental ContiVikingContact 6 SUV - 5.5. У лучшей из скандинавок на льду Michelin Latitude X-Ice XI2 - почти 4. А это немало. И речь, напомню, о скорости 50 км/ч, которую у нас соблюдают, похоже, только троллейбусы. С ростом скорости до 70км/ч разрыв увеличивается уже без малого вдвое. Ну и так далее...
Из минусов шипованных шин - шум и потеря шипов при агрессивной езде по асфальту. Что касается первого, то мои прошлые зимние шины Dunlop Grandtrek SJ6 в городе шумели никак не меньше, а на трассе, по словам родственника, заставшего турбовинтовую пассажирскую авиацию, гудели как Ил-18. А шипы...переднеприводный Peugeot Expert на Гудьире за 5 зим и около 30000 км потерял их штук 20 с четырёх колёс. Потом на них же в гололёд уехал в другую область на ПМЖ.
В общем, наша песня хороша - снова выбор из трёх шин. Кроме “арктического” американца и восьмой генерации легендарной Хаккапелииты - Continental Conti Ice Contact 3 SUV. Но и на этот раз с продукцией немецких шинников не сложилось: все “ледовые” Контики второй и третьей генерации в наличии - либо Run Flat, либо... под шип. Как в кустарных условиях воспроизвести сложную заводскую ошиповку современных шин - не спрашивайте, не знаю.
“Хорошие сапоги - надо брать”
Остались совершенно равнозначные в моих глазах Nokian :
и Goodyear:
В нюансах разница, безусловно есть, но это если обуть в них одинаковые или хотя бы близкие по классу автомобили и сравнить “вживую”. А так, субъективно, финские шины чуть лучше на снегу и на асфальте, Гудьир - на льду и в “каше”. Но это не точно)))) Поэтому всё решил рынок: Nokian финского производства был 2017 года и чуть дороже, а Goodyear c немецкой фабрики - 2019го и чуть дешевле. В итоге попал ещё и на акцию (у шинников в сентябре мёртвый сезон: летние шины уже никто не покупает, а зимние ещё никто не покупает) и комплект шин с доставкой мне вышел в примерно 540 долларов или, как показывают нехитрые вычисления, $125 за колесо. Для сравнения, купленный без малого 9 лет назад упомянутый чуть выше Dunlop в размере 215/65 R16 обошёлся мне в разгар сезона (ноябрь) в 190 за покрышку. Что сказать, динамика обнадёживает.
Что дальше?- приобретённая “зимняя обувь” стоит в гараже и ждёт водружения на диски. Будут ли последние подвергнуты пескострую и перекраске, как планировалось раннее - пока не ясно, в раздумьях. Что ясно уже сейчас - нужно освобождать место под колёса в сборе: в нишу, где стояли колёса от Ниссана, эти не войдут. А дальше, по мере обкатки и появления “рабочих” впечатлений, буду ими делиться.
Всем ровных дорог и шин по сезону.
DM-V2 честно прошёл свои 70 ткм, прошёл бы ещё чутка летом, но грыжа)))
Не знаю, что вы так про Нокиан нешипованный, нравится пока больше бриджа))), осталось выяснить, как ходить будет, пока одна зима только за бортом