Своими руками: Утечка масла
Привет всем!
В прошлый вторник приезжаю я значит на заправку, заливаю значит полный бак солярки, и после запуска двигателя мой взгляд падает на электронный щуп который мне показывает на одно деление ниже максимума. Если кто не знает K9K не жрет масло к слову совсем, значит надо искать течь. Дело было уже вечером поэтому решил отложить это дело на утро. С утра выхожу к машине и начинаю искать течь масла. Спустя 20 минут поисков течь я не нашел… стою чешу репу. Снова проверяю по электронному щупу, вдруг машина не ровно стояла, все так же на одно деление ниже, проверяю по физическому щупу показания сходятся... стою чешу репу. Ну не может такого быть, не жрет этот мотор масло хоть как резво ты езди. Облазил все еще раз, все сухо. Просматриваю все вообще под капотом и моё внимание привлекает расширительный бочок, а точнее цвет охлаждающей жидкости в нем. В место розовенького антифриза Штирлиц увидел в нем черную жижу. Теплообменник подумал Штирлиц.
К слову я ожидал что теплообменник накроется медным тазом еще когда менял ремень ГРМ потому. что качество ОЖ было ужасным , но думал что это случится на столько быстро. Вообще это оказалось даже немного к стати потому что пару недель назад двигатель перестал выходить на рабочую температуру, что указывало разумеется на термостат, а зимой выявился еще один косяк: с пассажирской стороны печка работала хуже чем с водительской, дискомфорта особого не доставляло, но менять радиатор печки надо было тоже. И термостат и радиатор были уже куплены и ждали своего часа, ну и к ним добавился теплообменник. Ну и поскольку машину ставить на ремонт то решил сделать промежуточное ТО чтобы после делать ТО в «круглые» цифры.
И так пройдемся по зап частям:
Масло EuroLub 5w30 C4 RN0720 - 100 шекелей
Фильтр масляный Renault 82 00 768927 - 30 шекелей
Термостат MotoRad 856-83 отечественного производства с температурой открытия как на заводском 83 - 100 шекелей
Теплообменник Febi Bilstein 102577 - 600 шекелей
Радиатор печки не помню чей сфотать забыл - 650 шекелей
АнтиФриз Wolf Longlife G13 1 литр концентрата - 20 шекелей х2
Вообще сначала хотел поставить машину к своим друзьям, но у них было очень много работы поэтому они могли принять машину только через 3 дня что мне не подходило. Поэтому решил что делать буду сам. Естественное что ребята подогнали мне специальное средство для промывки системы. Позвонил начальнику на работу обрисовал картину и получил отгул и поехал к своим, потому что там есть парковочное место под домом в тени, что было очень важно так как температура в тени была за 35, а на солнышке я даже представить боюсь сколько. И вот так начался трудовой день заслуженного отгула.
План работы я составил примерно так: сначала делаю то что делается легко: термостат и радиатор печки так сказать аппитайзеры, а теплообменник оставил на главное блюдо, промывка соответственно будет десертом.
Сначала снял АКБ и площадку АКБ чтобы подобраться к термостату. Дело это не сложное и описано несколько очень подробно. Конечно есть умельцы которые могут снять/поставить термостат не снимая АКБ, но ИМХО я не вижу смысла самому себе создавать проблемы, а затем героически их преодолевать. Я лентяйка: не люблю делать работу дважды и люблю работать с комфортом.
После того как площадка АГБ снята и термостат открыт домкратом машину и ставим большую тару под нижний шланг радиатора. Большую тару которую купил специально для этого и сняв нижний патрубок радиатора слил большую часть в тару. Водичка была конечно чернеющая с большим количеством масла. Но больше всего конечно досталось расширительному бочку, который выступил говнособирающем элементом. Его пришлось снять, для этого надо снять правую фару и отпустить крепление шланга кондиционера. После чего бочек был нещадно замочен в ведре с горячей водой и гелем для стирки (геля жалеть не надо) на 40 минут. Эта операция повторялась ещё 2 раза после чего он пришёл в более менее божеский вид.
Пока бочек принимал ванны в горячих целебных источниках с добавками всемогущего святого геля для стирки, я заменил термостат. Его держат 3 винтика на М6 с головой на 10мм, кроме них к нему идут 2 патрубка и датчик температуры. Сначала снимаем патрубки, и как только передний шланг был снят их термостата полилось вот это:
Если кто смотрел мультсериал «Мыши рокеры с Марса» то должны помнить такого персонажа как Чумазоид.
Не знаю почему, но эта жижа мне напомнила именно его. Старый термостат отправился в последний путь, а новый занял его место, винты затянулись с помощью динамометрического ключа на 10Н/М, а старые заводские хомуты уступили место новым из нержавейки. После термостата пришла очередь радиатора печки. Тут все просто: снимаем декоративную панель, откручиваем 4 винта М8 с головой на 13мм (2 видны на фото и ещё 2 сверху к ним доступ не особо удобный), после чего стальная распорка у нас в руках. Без распорки появляется свободный доступ к радиатору печки.
Но перед тем как снимать трубки мы все закрываем все целлофаном, чтобы не засрать все вокруг, так как то что выливалось из термостата наверняка будет выливаться и их этих трубок. Долой 2 фиксатора (по одному на трубке) и вытаскиваем трубки из радиатора и долой радиатор, вытаскивается он без вопросов. Меняем уплотнительные кольца на трубках (они идут вместе с радиатором), ставим трубки на место и прижимаем их к радиатору новыми фиксаторами (так же идут в комплекте).
Как и ожидалось из трубок полилось тоже самое что и из термостата. Так что положенный целлофан был к стати.
Новый радиатор встал на место как презерватив на известный орган. Ставим на место трубки, фиксаторы, распорку и декоративную панель в обратной последовательности и дело в шляпе. Но лично мой совет распорку и декоративную крышку ставить обратно после того как залили ОЖ и начали промывку системы, чтобы проверить на наличие утечек.
Ну вот мы и добрались до самого вкусного! Главное блюдо так сказать, он же главный обидчик: теплообменник чтоб он скис. Для удобства убираем в сторону шланг обратки О/Ж, и снимаем шланг ОЖ в основного пластикового патрубка. И получаем свободный доступ к масляному фильтру, кронштейну масляного фильтра ну и к теплообменнику. Для начала откручиваем болт крепления кронштейна, ключик на 19мм, если есть накидной ключ с трещеткой это очень облегчит работу потому что ход ключа очень не велик, а трещеткой туда не подлезешь потому что мешает трубка кондиционера. Не конечно можно откачать газ, снять трубку кондея, и после подлезть трещеткой (кстати так же написано в мануале по ремонту) но, ИМХО если можно все сделать накидным ключом то зачем извращается? Но срывал я этот болт другим ключом который подошёл как нельзя кстати.
И так откручиваем болт ключом на 19мм и снимаем кронштейн масляного фильтра. Сейчас у нас появился доступ к болту крепления теплообменника. Сейчас берём голову на 32мм и очень аккуратно откручиваем, дело в том что высота шляпки болта который крепит теплообменник 3-4мм, но так же не надо забывать что на торцевых головках есть проточка для того чтобы облегчить посадку головки на болт.
И из за этой проточки получается что реальная толщина шестигранника за которую может зацепится головка примерно 1.5-2мм и сорвать грани очень легко. А затягивается этот болт с усилием 39н/м, что может показаться не много, но если представить что 39 н/м это 3.9 кг/м, что в свою очередь это усилие которое развивают 3.9кг массы на метровом рычаге, то это не так уж и мало. Многие сервисы кстати имеют специальную торцевую головку у которой на токарном станке срезают проточки и откручивать этот самый болт становится намного проще. У меня такой головки нет поэтому просто был аккуратен но все равно пару раз вороток у меня соскочил, правда без ущерба для граней винта.
Далее идёт самое интересное это снять теплообменник с 2х небольших пластиковых парубков и вот тут надо быть ещё более аккуратным чем в предыдущем болтом. Дело в том что для того чтобы сделать компоновку силовой установки такой плотной в Renault отказались от большинства обычных шлангов в пользу пластиковых патрубков с пластиковыми выводами и теплообменник сидит именно на 2х таких небольших пластиковых аппендиксах которые являются частью одного патрубка. Сломаешь аппендикс и надо будет менять весь патрубок, а он идет в блок на выход из помпы и бля того чтобы до него добраться надо снимать компрессор кондея, генератор, ТНВД, кронштейн навесного короче геморроя выше крыши. Поэтому, сначала заливаем все проникающей смазкой, а потом очень аккуратно поддевая широкой шлицевой отверткой с каждой стороны начинаем по чуть чуть снимать теплообменник. Тут торопится не надо, лучше провозится лишний час чем сломать патрубок. В моём случае теплообменник сидел очень плотно, ещё из за того что ОЖ которое использовал предыдущий хозяин было ужасного качества и на входе в теплообменник там собралось много кристаллизованного гуана. Привозился я с ним где-то полутора часа, и это был просто дикое облегчение года я увидел что оба ластиковых отвода целые и не вредимые.
Дальше все идёт намного проще и по большому счёту просто занимает много времени. Новый теплообменник ставим на место предварительно смазав все резиновые уплотнители и оба пластиковых отвода смазкой, после чего закручиваем болт крепления который в свою очередь давит на сам теплообменник и он установится на своё место. Как писал выше момент затяжки 39 Н/М. Далее ставим кронштейн масляного фильтра, и вот тут я немного лоханулся и не заказал набор прокладок кронштейна масляного фильтра 77 01 473 629 которые стоит менять при каждом разборе этого кронштейна.
Осталось только надеятся что старые прокладки не потекут после того как я соберу кронштейн. На всякий случай оценил прокладки, торцевая прокладка между кронштейном и теплообменником вполне себе ничего и не обжата, а вот прокладки на болту мне не понравились, и я превентивно положил тонкий слой герметика на шайбу болта, да это колхоз и не правильно, но в данном случае это временное необходимое зло. На следующем ТО поменяю эти прокладки чтобы было все по фен шую.
После сливаем масло, ставим новый фильтр, заливаем новое масло, возвращаем на место расширительный бочок, подключаем к нему шланги и заливаем простую воду + специальное средство для промывки системы которое мне подогнали мой друзья из сервиса.
После чего я набрал 24 литра воды и поехал на заправку на которой я постоянно заправляюсь потому что рядом с ней есть пустырь на котором можно будет спокойно промыть систему охлаждения а шум двигателя не будет мешать жителям дома. А на заправке можно в случае чего набрать еще воду если воды которую я набрал не хватит (спойлер: ее не хватило).
И так, как же я промывал систему, все просто до не приличия: к расширительному бочку подходят 2 шланга, по одному шлангу ОЖ поступает в системы охлаждения, а по второму ОЖ возвращается в ОЖ, сейчас когда мы разобрались с принципом работы мы разобрались думаю что все уже поняли как я собираюсь промывать систему. Разумеется методом замещения, я снимаю шланг по которому ОЖ возвращается в расширительный бочок надеваю на него удлинитель и даю ОЖ просто сливаться в тару, одновременно подливая чистую воду расширительный бочек, пока из шланга не польётся чистая вода. Разумеется все это когда двигатель работает. И так, снимаем шланг обратки углового соединителя я удлинил шланг и направил его в тару.
С помощью пустой 2х литровой бутылки, отвертки и подвинутого водительского сиденья я выставил 2000 оборотов в минуту и начал подливать в бочек воду. Как я и думал 24 литров воды мне не хватило, и пришлось идти на заправку и набирать воду еще раз. В итоге после 50 с копейками литров из шланга полилась чистая вода!!!
Это полная без оговорочная победа!! Ждем пока расширительный бочек почти опустеет у будет место для того что-бы залить концентрат антифриза. После чего ставим шланг обратки на место, заливаем концентрированный анти фриз и на этом все.
Вот так выглядит расширительный бочок после всех процедур:
Как всегда надеюсь что было интересно, всем бобра полного бака на ровной дороге и конечно же удачи!
Stay Tuned!
P.S. После ремонта помог теще перевезти 32 квадратных метра канальной плитки для ремонта размером 60х60. Все залезло в багажник всего 715 кг. При этом забеляя подвеска не сидела на отборниках а двигатель тянул машину вообще без вопросов что меня очень удивило в приятном смысле.
Как же долго пришлось скролить до разложенных на песке деталей! :)