Заметки бестолкового ITшника из Израиля про ППП
Наши вам с кисточкой!
Вчера была очень большая дискуссия по поводу Предпусковых Подогревателей, триггером к этому послужила запись @gllobus (сорян не знаю как по имени) в коменте к которой выла выложена вот эта ссылка: https://www.yaplakal.com/forum11/topic1680176.html. В ней человек на примере автомобиля Мазда и нескольких кустарных датчиков температуры показывает нам что при -19 за бортом и 30 минутном цикле ППП температура масла на дне поддона (ну по крайней мере я так понял его слова "датчик запихан через щуп как можно глубже") -10, ну и есть много разных выводов которые на мой взгляд не имеют ничего общего с тем что реально происходит в двигателе.
Прочитав практически все коментарии мне кажется что правы все и все не правы одновременно. ИМХО если вопрос стоит так: "помогает ли предпусковой подогреватель для холодного старта зимой?" то ответ простой: Да. Это факт и с этим спорить глупо, но так же не интересно правда? Поэтому попробуем разобраться с этим дело немного по подробней.
Среди коментариев были некоторые которые утверждают что КВ (коленчатому валу) мешает провернутся очень густое масло. Предлагаю вам взглянуть на следующие фото
Как можно понять из фото КВ не находится в ванне промерзшего масла на это четко указывает отсекатель масла на первом фото и форма самого поддона на втором. таким образом единственное что мешает запуску ДВС в холодное время это значительно уменьшенные тепловые зазоры ШП, ЦПГ и других движущихся частей и более густое масло между ними, оба этих фактора исчезают при применении ППП (кроме КВ там смазка между вкладышами все еще холодная )
И так первый момент который расписан в статье:
- "Вдумайтесь в эту цифру. Разница всего в 7 градусов с "атмосферой". И это при том, что в системе охлаждения циркулирует уже горячий антифриз (читай движок уже нагрет до 50-70 градусов). А все потому что антифриз масло нагреть ну никак не может, потому что оно все в поддоне, а маслонасос не работает. Теперь вы такой радостный приходите в машину, ключ на старт и оппа... Движок радостно затарахтел с пол-тычка. Ну радостно - это как вам кажется и как напели продавцы вебаст.А на самом деле, масло еще ох какое густое. И трындец какое холодное. Ну допустим -20 градусов. И эти -20 начинают лихо качаться по маслоканалам в горячий движок. Разница температур в ходе такого теплоудара 90 градусов. Представьте, что на морозе вы льете на тонкий алюминиевый лист (тонкий потому что маслоканалы в некоторых местах современных двигателей имеют толщину буквально несколько миллиметров) кипяток. Как вы думаете, юудет это на пользу ? Да его в лучшем случае поведет, в худшем - начнут образовываться микротрещины, причем расти они будут из раза в раз, каждый раз после такого вот температурного шока. Сам лично не раз наблюдал картину как после прогрева ППП до 70 градусов и пуске движка, его температура буквально за секунды падала на 20-25 градусов вниз. За такое издевательство не всякое двигло скажет спасибо. КамАЗ мож и вообще не заметит, а вот какой-нить алюминиевый ажурный ВАГ может и дуба дать по-тихому, ну лии как минимум сопливиться маслом начнет со всех уплотнений."
Итак первое что бросается в глаза это вот это утверждение:
- "А все потому что антифриз масло нагреть ну никак не может, потому что оно все в поддоне, а маслонасос не работает."
А теперь посмотрим на фотографию масляного поддона Volvo.
Видите 2 отверстия и 2 трубочки? Это магистраль ОЖ в поддоне. Думаю дальше в этом примере продолжать не надо. Шведы они такие шведы... Ну это больше частный случай и большенство производителей такой наркоманией не страдают и в поддоне нет никаких магистралей ОЖ. Так оказывается автор статьи прав? Нет не прав потому что он забыл про один компонент который стоит практически на каждой машине: теплообменник. К словы про него забыли и все кто дискуссировал вчера. И так как устроена система подачи масла в двигателе.
- Масляный поддон -->
- масло приёмник -->
- масляный насос -->
- теплообменник (в котором циркулирует ОЖ которая нагревает масло) -->
- масляный фильтр (который накручивается на кронштейн который прикреплен к теплообменнику и тоже нагревается) -->
- масляные каналы двигателя (и первым в списке это КВ) -->
- слив масла с ГБЦ в поддон.
А что происходит в момент старта? В этот магический момент масло в поддоне достаточно густое, соответственно чем гуще масло тем выше давление и избытки скидываются редукционным клапанном или обратно в поддон или на впуск в масляный насос, прокаченное же масло попадает в теплообменник где соответственно нагревается причем очень быстро потому что площадь сравнительно большая по дороге проталкивая нагретое масло которое было в теплообменнике и в масляном фильтре в каналы ДВС. А с у четом того что в теплообменнике и масляном фильтре находится где-то 20% от общего объёма масла, то двигателю этого более чем достаточно для нормального пуска.
Все последующие утверждения так же не состоятельны: разницы температур масло каналов ДВС с маслом как мы выяснили нет, так что им не чего не будет, а если блок чугунный то даже без теплообменника ему будет на это чихать с большой горы, ну и температура двигателя тоже падать нифига не будет потому что масло уже теплое. Кстати если посмотреть видео то на 3:05 двигатель завели и температура масла была -10.7, через 30 секунд после пуска температура масла -9.5, через 60 секунд после пуска температура масла -3.7, а через 2 минуты после пуска 15.5. Я надеюсь что всем понятно что это 2 минуты работы двигатель не прогреет масло на 26 градусов если он будет холодным и это полностью заслуга ППП.
Второй момент:
- Движок теплый, салон еще холодный. Включаете печку - получите трещину на стекле как "два пальца об асфальт". Ну если только в процессе прогрева не сделать так, чтобы печка постоянно работала и потихоньку прогревала и салон заодно, но тогда... смотри момент номер три..
Тут я спорить не буду но мне это кажется маловероятным потому что лобовое стекло в машине сравнительно крепкое и далеко не каждый камень на нем оставляет трещину, ну и если сравнивать со стаканом дома в который вы наливаете чай, стаканы же не лопаются при каждом приготовлении чая а там перепад температур покруче будет. Ну и если воздух направлен в ноги то со стеклом точно ничего не случится.
Момент третий:
- Это следует из принципа момента один. Греется только водяная рубашка двигателя. Датчик температуры антифриза вместе с жидкостью нагревается до тех же +50 градусов допустим. И контроллер двигателя думает, что движок горячий, соответственно и корректирует подачу топлива на старт.Но вот впускной коллектор, где, в большинстве случаев (если у вас не непосредственный впрыск) - он то как раз просто еще дубовый, потому что прогревается от головки блока через прокладку, а сама головка тоже сидит на блоке через прокладку. А любая прокладка теплопередачи соединению однозначно не добавляет. Бензин, в количестве рассчитанном на теплый уже коллектор, впрыскивается в него форсунками, распыляясь на мелкие капли и мгновенно конденсируется на его стенках. Потому что, сука, холодно оказывается. В итоге имеем дикое обеднение смеси плюс жидкую фазу бензина, задуваемую в цилиндры (да, да, те самые мокрые свечи). Машина тупо не хочет заводиться, а если заводится - работает очень неустойчиво, пока не прогреется (а нафига тогда Вебасто?).Если учесть, что до этого старта Вебасто жрал аккумулятор, прокачивая антифриз, может оказаться так, что неудачный запуск на морозе может оказаться последним из возможных, а потом придется менять или заряжать аккумулятор. Я не говорю, что именно так и получится, но шанс такого исхода достаточно высок. Сами производители ППП рекомендуют, чтобы избежать подобного казуса... утеплять подкапотку и подольше греть движок.
Начнем по порядку....
Вот это утверждение меня просто убило на повал:
- Но вот впускной коллектор, где, в большинстве случаев (если у вас не непосредственный впрыск) - он то как раз просто еще дубовый, потому что прогревается от головки блока через прокладку, а сама головка тоже сидит на блоке через прокладку. А любая прокладка теплопередачи соединению однозначно не добавляет.
Совершенно верно ГБЦ сидит на блоке на прокладке как правило это...металопакет который замечательно передаёт тепло, но даже если прокладка паронитовая это не важно потому что в ГБЦ тоже есть рубашка охлаждения и она тоже греется так же как и двигатель. В момент запуска поршень всасывает воздух из впускного коллектора который пускай даже холодный и выделяемое тепло от двигателя никак его не прогрело, воздух попадает в каналы ГБЦ которая как мы уже выяснили прогрета до тех же 75 градусов (беру пример на видео), там его начинают нагревать все элементы ГБЦ которые с ним контактируют: клапана, направляющие, сам канал, после чего воздух попадает в сам цилиндр который так же нагрет до 75 градусов и стенки цилиндра продолжают нагревать нагревать попавший в него воздух, происходит впрыск топлива, но воздух уже достаточно прогрелся и даже когда топливо попадет на поверхность цилиндра/поршня с температурой в 75 градусов то нифига он не будет конденсироваться и запуск пройдет нормально.
С дизелями все еще проще потому что впрыск солярки происходит в конце такта сжатия когда воздух в камере сгорания нагрелся из-за того что поршень его сжал тут вообще никаких проблем быть просто не может.
Так стоит ли ставить ППП или нет? ИМХО все зависит от вашего авто нюансов много и однозначного ответа я дать не могу, но если посмотреть на жителей действительно холодных регионов то там вероятность того что на машине стоит ППП это 1, и мне кажется что в данном вопросе им виднее
Фигасе... Олег намешал ))))
Если уж и разбираться в ППП, то для начала надо изучить алгоритм его работу. А он пипец какой разный бывает... Даже в пределах одной марки, даже в пределах одной модели.
Надо тоже сбацать пост по ППП, только я пока подожду холодов, чтоб с фотками с тепловизора ))
p.s. Анонс - штука не бесполезная и вреда особо не несёт, но только, если уметь пользоваться.