Citroen C5 1.8 16V
2005 г.
1.7 л. бензин
117 л.с.
МКПП
передний привод
Екатеринбург
23 февраля 2021 в 14:18

Ремонт/ТО: Сферный вопрос

Всем привет. Как уже неоднократно писалось, подвеска относится к главным преимуществам Ситроена С5-II, в том числе и за счёт своего огромного ресурса. Вмешательств она требует редко, а после проведения несложных операций способна годами не напоминать о своем существовании (при использовании оригинальных деталей).

Недавно, как назло в понедельник, и при морозе около 30 градусов на дисплее моей машины высветилось "Suspension Fault, max speed 90km/h". Ощутимых изменений в езде заметно не было, ошибка скидывалась через пару минут после выключения зажигания, а появлялась неожиданно и без какой-либо закономерности. Насос подвески при наличии ошибки молчал, когда же ошибка не высвечивалась - тихонько жужжал, но даже не пытался поднимать машину. Через несколько дней езды загудел ГУР, сигнализируя об утечке жидкости, а подвеска стала ощутимо жестче и визуально машина опустилась ниже чем обычно. После доливки литра LDS гул исчез, подвеска заработала как надо (кроме насоса), а ошибка на дисплее пару дней не появлялась, окончательно сбив меня с толку. Забегая вперед скажу, что причину я в итоге нашёл и устранил, никакой утечки конечно же не было. Но предшествовала этому неделя мучительных сомнений и изучения кучи различных форумов и статей. Всё оказалось проще простого, причём именно первая догадка и оказалась правильной. Но начну с самого начала.

Часто в сети вижу споры про подвеску С5 - гидравлическая она или всё-таки пневматическая? Тут двух мнений быть не может, ведь как известно жидкость не сжимается и подвесок на основе жидкостного демпфирования просто не бывает. Гидроподушка может гасить вибрации, но не может служить элементом демпфирования. Эту роль выполняет пневматическая подушка, в случае с ситроеновской подвеской - сфера, заполненная азотом. Значит подвеска Ситроена по типу относится именно к пневматической, а жидкость является посредником в передаче нагрузок и рабочим телом системы. Именно этим и объясняется известная живучесть гидропневматики в сравнении с обычной пневмоподвеской. Принципиально амортизаторная сфера в разрезе выглядит так:

Отдельно показан двусторонний амортизационный узел, состоящий из дросселя и тарельчатых клапанов. Диаметр отверстия и калибровка клапанов отличаются для разных моделей и модификаций, но принцип работы всегда один и тот же. На версиях с активной подвеской установлены также центральные сферы-гидроаккумуляторы, с их помощью можно управлять жесткостью подвески. Но на моей машине их нет и особо вдаваться в подробности я не стал, кому интересно - информация на sfera-citroen.by в разделе "техничка". В этой же записи речь только о сферах-амортизаторах.

Как видно из рисунка, ломаться в сфере практически нечему, слабым звеном является только сама мембрана. Насколько я знаю, при появлении ГП-подвески в 1955 году для её изготовления использовалась обычная органическая резина. Ресурс таких сфер был невысоким, в среднем их нужно было менять каждые 30-40 тысяч км. Позже Ситроен начал использовать синтетический каучук UREPAN, с применением которого ресурс сфер повысился до 50-60 тысяч км, что уже было сравнимо с ресурсом обычных амортизаторов тех лет. Следующим витком эволюции явились сферы с мембраной из полимера DESMOPAN, с ней ходимость возросла уже до 90-100 тысяч км, а также заметно вырос диапазон рабочих температур. Со всеми этими мембранами применялась минеральная гидравлическая жидкость LHM, знаменитая когда-то "зелёнка". Сами же сферы (раньше их называли булями, от французского boule) также были окрашены в зелёный цвет и имели форму, напоминающую яйцо. Такие "яйца" использовались на BX,XM и Xantia до последних лет выпуска.

Революция произошла в конце 90-х, когда на задней оси некоторых экземпляров модели Xantia появились сферы серого цвета и новой, более плоской формы (по народной классификации "блюдца").

Тут уже стояла многослойная мембрана с ресурсом в 1,5-2 раза выше чем у Desmopan. В 2001 году представили Ситроен С5, в котором применялись только сферы-блюдца, а минеральную гидравлическую жидкость заменили на синтетику LDS. К тому же гидросистему значительно упростили, отделив от неё тормоза и заменив некоторые механические узлы электроникой. Всё это в совокупности позволило Ситроену давать гарантию в 200 тысяч км на гидропневматическую подвеску, причём в этом случае производитель явно поскромничал.

Интересно то, что амортизаторные сферы от Ксантии и С5 взаимозаменяемы, при этом первые стоят заметно дешевле и вполне могут быть использованы в местах, где не бывает морозов -30 и ниже. Также в сферах-яйцах предусмотрена процедура подкачки через штуцер в верхней части корпуса. При установке сфер от Ксантии на С5 надо подбирать максимально близкие характеристики как самой сферы, так и модификации автомобиля. Например вместо передних блюдец с давлением 57атм вполне подойдут сферы-яйца на 55атм, а вместо задних блюдец на 31атм - яйца на 30атм. Ну и конечно не надо ставить сферы от универсала на хетчбек и наоборот.

Теперь пройдёмся по производителям, которых по всей видимости существует всего два. Первый - это сам завод Ситроен, когда-то в Авторевю даже был снимок с конвейера, на котором производят "стальные яйца". Второй - это бельгийская(?) контора с пафосным названием INTERNATIONAL FACTORY OF HYDRAULIC SYSTEMS, или сокращённо IFHS (в русской раскладке ШАРЫ). Не удивлюсь, если основал эту контору выходец из СНГ, купив у PSA списанное оборудование)). Также эта фирма известна сферами COMFORT, в свое время широко обсуждаемыми на ситроеновских форумах.

Именно сферы производства IFHS многие принимают за оригинальные детали. Внешне они отличаются точечным нанесением надписей (на оригинале - тиснение), но главное отличие внутри. IFHS не работает с многослойными мембранами, независимо от типа сферы,"блюдце" или "яйцо" - внутри будет мембрана из Десмопана. На рынке множество упаковщиков, продающих продукцию IFHS под своим брендом - это Monroe, Stellox, Magnum, EAI, Lizarte и даже белорусский Patron.

До недавнего времени стоимость оригинальной сферы на С5 держалась в районе 6-7 тысяч рублей и это казалось дорого, ведь цена IFHS и его клонов - в районе 2,5-3тр за штуку. Теперь же оригинала практически нет в продаже, можно заказать из ЕС за 10-14т.р./шт и месяц ожидания. Дубликаты теперь стоят 6-10тр, причём в наличии есть только мутные Monroe и Stellox. Надеюсь, что это временное явление, связанное с ситуацией в РБ.

Вернёмся к моей машине. Дождавшись выходных, я заехал на подъемник в один из франц-сервисов, где с С5 знакомы не слишком хорошо. Визуально просмотрели с мастером все трубки и стойки подвески, шланги ГУРа - сухо. Подключили сканер Lexia - он указывает на ошибки обоих датчиков положения подвески, как я понял это косвенный признак и сами датчики не причём. Скинули давление, при этой процедуре клапана в насосе принудительно открываются и кузов ложится на отбойники (ниже нижнего положения подвески). Подлили LDS в бачок - ждём. Насос жужжит вхолостую, жидкость не закачивает. Тут я вспомнил про "искусственное дыхание" - надо создать в бачке избыточное давление примерно в 0,5атм. Можно сделать это как своими лёгкими, так и с помощью компрессора через отверстие в крышке бачка. Дунули - звук насоса изменился, примерно через полминуты подвеска начала подниматься. Прогнав несколько раз снизу вверх и обратно я уже почти поверил в версию сервисменов, уверявших что "это был глюк, наверное на датчики положения кузова попала вода и замерзла". Рассчитался с сервисом и поехал домой, но радость была недолгой - задняя подвеска встала колом, корма подпрыгивала на каждой кочке в худших традициях JDM-тюнинга).

Теперь стало на 100% ясно что не работают обе задние сферы. Прошлым летом я поменял оригинальные "блюдца" от Ксантии на такие же, но производства IFHS и предназначенные для С5. Хотелось, чтобы всё было по фен-шую). Нюансов с материалом мембраны я не знал, поэтому и в нынешние морозы использовал непрогретую подвеску на все 100, объезжая пробки по бездорожью и т.п. Мембрана в одной из задних сфер не выдержала и лопнула, воздух (азот) пошёл в гидросистему и создал пузырь, а жидкость заполнила весь объём сферы. Когда насос закачал воздух - он заработал с нехарактерным звуком, а электроника выдала ошибку. Я продолжал ездить и через пару дней прикончил вторую заднюю сферу - тогда уже уровень жидкости в бачке снизился до критического, а воздух попал в ГУР. Что самое удивительное - подвеска продолжала оставаться мягкой, ну может стала чуть жестче обычного. Пока не сбросили давление.

На следующий день поехал в другой сервис и поставил снятые ранее оригинальные сферы с многослойной мембраной. По словам мастера, воздух из системы бурно выходил несколько минут. Теперь подвеска работает замечательно, разница практически незаметна.

Резюме. При появлении описанных симптомов не нужно паниковать! Не надо заказывать датчики-корректоры высоты, они служат очень и очень долго. Для профилактики шарниры их тяг можно иногда обработать WD-40, хотя я этого ни разу не делал. Не нужно накручивать и принимать за истину всё, что пишут на форумах (очень много дезинформации),не нужно снимать насос гидросистемы и искать кто бы его отремонтировал. Этот агрегат просто так не убить,он защищён всеми возможными способами. Если уж он начнёт умирать - первым делом вы узнаете это по перегорающему предохранителю 40А под капотом (под основным блоком предохранителей есть дополнительный). В Ситроене практически всё сделано так, что умирает не одномоментно, а предупреждает владельца и даёт время на предотвращение более серьёзной поломки. Передние сферы служат дольше задних, видимо из-за тепла в моторном отсеке. Поэтому в наших условиях вперед можно смело ставить недорогие сферы с мембраной Десмопан, а назад - только с многослойной.

На этом закругляюсь, всем скорейшего тепла и хороших дорог!


28
Нравится!
Мне нравится!
12924
Комментарии27 Добавить комментарий
был 5 часов назад
НаAprilia 1000, Kia Sorento27 февраля 2021 в 12:03

Интересно

спасибо)

+1
был 5 часов назад
НаAprilia 1000, Kia Sorento27 февраля 2021 в 12:03

Интересно

спасибо)

0
был час назад
НаHaval H9, Peugeot 400827 февраля 2021 в 12:57

Спасибо! Очень познавательно.

Как обычно, в общем)

+1
topguns
был 6 часов назад
НаPeugeot Partner27 февраля 2021 в 13:00

Привет. Спасибо) Понимаю что для большинства неактуально, но может кому-то пригодится. На профильных форумах столько паникёров, что можно пол-машины поменять а проблему не решить.

+3
roxman
был час назад
НаHaval H9, Peugeot 400827 февраля 2021 в 18:54

На профильных форумах много воды и мифов ко всему прочему.

Поэтому если у кого-то получается отделить зерно истины, это полезный труд. Поэтому респект!

+2
НаCitroen C4 Grand Picassoизменен 27 февраля 2021 в 13:07

На мерс ориг сфера стоила 180 евро

их там 4 штуки

1 демпфер гура ( или демпфер пульсаций )

Вторая на передний блок клапанов

Третья на задний блок клапанов

и четвёртая в багажнике (ещё один демпфер обратки)

Классная подвеска

НО

4 стойки = 5000 евро

2 блока клапанов = 3000 евро

4 груши с заменой + жижа более 1000 евро

вот и считай))

Червонец евроденег вникуда

0
wabco
был 6 часов назад
НаPeugeot Partnerизменен 27 февраля 2021 в 13:24

Привет. На какую модель Мерседес сейчас гидропневматику ставит?

Оказывается она есть даже в такой экзотике как Ниссан Президент, на который у нас вообще ничего не найти.

+1
roxman
НаCitroen C4 Grand Picasso27 февраля 2021 в 13:42

MBC

eABC

На самые топовые модели

Там подвеска ещё дороже, раза в 2,5 минимум

+1
был 2 недели назад
НаRenault Sandero27 февраля 2021 в 13:16

Интересно. )

+1
был 7 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C527 февраля 2021 в 14:02

Спасибо, Роман!

Как всегда, статья с аналитическим подходом к подаче материала.

Через некоторое время, после того, как купил свой второй С5 поставил на него сферы IFHS "комфорт". В принципе получил то, что хотел. Машина стала в целом мягче, при активном трогании с места зад сначала опускался, потом постепенно выравнивался как на старых Ситроенах. Мне это нравилось. Но, жесткая передача небольших неровностей и стыков в покрытии все равно осталась. На старых моделях этого не было, те действительно "плыли" над дорогой.

Через некоторое время передние сферы стали сдавать. Дорога на дачу по криво уложенным плитам перестала быть в радость. Временно вернул старый родные сферы с пробегом около 80000 км. Но так и оставил, поведение машины нормализовалось.

А вот задние так и стоят "комфорт" и с ними пока все нормально.

Если позволит ситуация, постараюсь купить комплект новых оригинальных сфер. А там посмотрим.

+1
был 7 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C527 февраля 2021 в 14:14

Еще забыл добавить. У Романа остался за кадром вопрос о ремонте сфер. Дело в том, что на старых моделях сферы были с заглушкой в той части, которая заполнена газом. На картинке её отлично видно.

По технологии обслуживания Ситроенов старых времен допускался ремонт сфер. На каждом сервисе был прибор, позволяющий измерить давление в сфере (ручной насос с манометром). Если мембрана была в порядке, а давления не хватало, то заглушку выкручивали, сферу накачивали азотом до нужного давления и отверстие снова закрывали болтом-заглушкой. В какой-то момент заглушки делать перестали. На фото сферы-блюдца видна технологическая заглушка, но она не откручивается и не предназначена для ремонта.

Но в Белоруссии, где гидроситроенов разных моделей катается довольно много, освоили и эту процедуру. Насколько я знаю, накачивают только оригинальные сферы, делать это с неоригиналом нет смысла. Высверливают технологическую заглушку, нарезают в отверстии резьбу, заполняют сферу азотом и глушат отверстие болтом. И это работает.

+1
ap5
был 6 часов назад
НаPeugeot Partnerизменен 27 февраля 2021 в 15:17

Я знал бывшего работника ОД, у которого остался такой манометр, причём отдать он его мог за бутылку. Жаль я тогда не сориентировался, сейчас следы и того и другого затерялись)

Ты как-то писал, что на твоей машине сфера умирала без завоздушивания системы и без появления ошибки, просто одна сторона стала жесткой. Это была передняя или задняя сфера?

+1
roxman
был 7 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C527 февраля 2021 в 15:17

Да, жаль. Но его несложно изготовить из обычного гидравлического домкрата "бутылочного" типа. Просто вместо выдвижной части делают переходник под резьбу на сфере.

+1
roxman
был 7 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C527 февраля 2021 в 17:06

Это было на первом С5, задняя правая. Не заменил сразу, разбило подшипники рычага. На пробеге около 80к.

+1
ap5
был 6 часов назад
НаPeugeot Partnerизменен 27 февраля 2021 в 17:17

Странно. У меня и с Монро и с этими IFHS картина была одна и та же. Только в прошлый раз задняя правая сразу стала жесткой и я понял что случилось, а сейчас пришлось давление скидывать. Может твоя сфера постепенно сдувалась, поэтому ничего не завоздушило.

Кто-то на Драйве распиливал сферу Монро - внутри мембрана с надписью IFHS. Вынес её в мороз на балкон - она рассыпалась как стекло.

+2
roxman
был 2 недели назад
НаRenault Arkana, Audi A427 февраля 2021 в 18:46

Резиновые мембраны и сферы это уже легендарная история.

Сейчас ситроен уже опять впереди.

Гидравлическме ограничители на сжатие и отбой. Амортизатор в амортизаторе. Первые на гражданском легковом авто.

Также ставят на пежо 308 gti , рено меган 4рс, но только на сжатие.

Для устранения bump, отскока.

+2
rsman
был 7 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C527 февраля 2021 в 19:53

Только то было прорывом и очень удачным техническим решением, не потерявшим актуальность и через 60 лет после его внедрения, а эти ограничители - типичная маркетинговая уловка.

+1
rsman
был 6 часов назад
НаPeugeot Partner27 февраля 2021 в 20:06

С удовольствием бы ездил но новом Ситроене или Рено, с гидроотбойниками или даже без них!

+1
roxman
был 7 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C527 февраля 2021 в 19:50

Да. Скорее всего на твоих мембрана порвалась, а моя потихоньку сдулась.

0
НаCitroen C4, Peugeot 60727 февраля 2021 в 21:56

Как гидро-пневмо-ситроенщик, с большим стажем, по поводу насоса на С5, могу заметить, что умирает он как правило после 200ткм пробега и в основном по электрической части, и то в том случае если он начинает молотить почём зря если появляется недостаток жидкости или воздух в системе. А гуру по ним, просто рекомендуют после такого пробега сделать профилактику-чистку, то бишь снять, разобрать, вычистить пыль от щеток и прочее, максимум их заменить, а так же сделать, но только в очень чистых условиях ревизию блока гидроклапанов. Ничего сверх сложного там нет, но нужна аккуратность. Соблюдение этого правила приводит к работе этого агрегата до 400-500ткм!

Корректоры высоты вещь тоже надёжная, менял 1раз на своей машине и 2раза на обслуживаемых. Он бесконтактный, в герметичном корпусе, чаще может механически подклинить или сломаться "косточка", которая соединяет его подвижную часть со стабилизатором поперечной устойчивости.

А вот про сферы... Сам их не пилил, про материал не скажу, с дросселями игрался, можно сильно изменить поведение машины, правда если есть с чем играться. Но если из нее по чуть-чуть или даже резко вышел газ, завоздушивания системы не происходит, кроме как при очень низких температурах или при использовании "левого" LDS, если пузырьки газа не могут нормально выйти из жидкости после довольно длительной стоянки. А ещё "5"я точка обязательно подскажет, что с ними какой то не порядок, это простая физика, просто тот же эффект наблюдается при максимальном дорожном просвете!

+4
malex70
был 6 часов назад
НаMitsubishi Galant, Ford Cougar28 февраля 2021 в 17:18

На citroen какие то гидро блоки дорогие. 1000евро стоит новый

0
ataman69
был 6 часов назад
НаPeugeot Partner28 февраля 2021 в 17:23

Это и есть насос. Стоимость его обмена на исправный и обслуженный б/у - 10 тысяч рублей.

+1
roxman
был 6 часов назад
НаMitsubishi Galant, Ford Cougar 1 марта 2021 в 06:10

Мне говорили, в сервисе по пневме, что там электронная часть, мол не ремонтируется и надо новый брать, за штукарь

0
ataman69
был 6 часов назад
НаPeugeot Partnerизменен 1 марта 2021 в 06:32

Точно также как не ремонтируется сгоревший стартер или генератор. Если в обмотке замыкание - конечно придется менять, как любой электромотор. Просто не нужно до этого доводить.

Есть специалисты, занимающиеся переборкой этих насосов, ничего экзотического там нет. Кстати, и производил их Bosch.

+2
roxman
НаCitroen C4, Peugeot 607 2 марта 2021 в 01:08

Кстати, на первом, сгоревшем, гидромодуле, с которым мне довелось столкнуться много лет назад, сгорел сам электромотор, приблизительно на 0.5kWt, и его мне подобрали ребята которые занимаются ремонтом всяких электронасосов, подобрав его от какого то Форда, от вентилятора радиатора и обошлось это вместе с имплантацией в 10! Раз меньше, чем просили в то время за б/у шку.

+2
был 5 часов назад
НаBMW X328 февраля 2021 в 10:45

Cпасибо! Интересно почитать отзыв технически грамотного человека.

+5
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback28 февраля 2021 в 23:51

Спасибо! Очень интересно!

+2
Добавить комментарий