Citroen Xsara Тетя Сара
2003 г.
2 л. дизель
110 л.с.
МКПП
передний привод
2022
5
Москва
16 ноября 2019 в 18:04

Визит на сервис: Ремонт задней подвески

Добрый день уважаемые коллеги!

Вот и меня настигла страшная страшность - гроза фрацузских машин - необходимость ремонта торсионной балки.

Сначала несколько слов о том, зачем ее вообще применяли, да еще так массово. Преимущества над другими типами подвесок можно разделить на 2 группы:

1. Компоновочные. Вся задняя подвеска очень компактна, она вся размещена под машиной, амортизаторы расположены почти горизонтально. В итоге в багажнике ничего не торчит, он имеет прямоугольную форму без заужений посередине. Это удобно.

2. Управляемость. Этот тип подвески обеспечивает отменное чувство машины, причем в отличие от распространенной сейчас на недорогих машинах полузависимой подвески, устойчивость в повороте сохраняется при неровном покрытии. А в отличие от многорычажных конструкций с поперечными рычагами колеса при работе подвески перемещаются строго вертикально, а не по дуге, что тоже положительно сказывается на прохождении поворотов. Я не эксперт по экстремальному вождению, и вижу, что возможности этой тележки явно превосходят мои.

Основной недостаток - это некоторые сложности с ремонтом. Причем, если в "обычных" подвесках, независимо от степени из запущенности, ремонт одинаковый - замена шаровых соединений и сайлент-блоков, то тут все не так... Пока износ игольчатых подшипников в рычагах (они тут выполняют роль сайлент-блоков) не стал критическим, все ограничивается их заменой. Но если этот момент упустить, то приходится менять оси рычагов, а в самых сложных случаях еще и саму балку. В такой ситуации часто бывает проще и дешевле заменить всю подвеску в сборе. Но в этом случае она будет родом из Китая.

На машинах, которые используются в России встречаются несколько разновидностей торсионных подвесок. Самая распространенная это та, которая стоит на Ксаре Пикассо и на коблучках Пежо Партнер и Ситроен Берлинго 1 поколения. Таких машин в эксплуатации еще полно, на них запчасти доступны, работы освоены ремонтниками. А вот моя подвеска только на Ксаре и на Пежо 306. Их уже в России днем с огнем не найдешь. Запчатей мало, найти сложно. Несколько автосервисов, специализирующихся на французах мне в ремонте отказали... Были варианты сгонять в Минск или, как ни странно в Арзамас - уж не знаю откуда там Ксары, но есть мастер, который был готов сделать все в течение дня со своими запчастями за 17000 рублей. Но, совершенно случайно, я познакомился с человеком из клубного Ситроеновского сервиса, который согласился это делать.

Вступление закончилось, теперь к делу. До последнего я надеялся, что у меня все решится заменой подшипников. Приехал, подняли машину посмотрели и начали разбирать.

Процедура не столько сложная, сколько тяжелая, делается с помощью увесистого молотка. Нужно выбивать из насиженных годами мест шлицы торсионов. Их там 3 - по каждому на сторону и центральный, который выполняет роль стабилизатора поперечной устойчивости. И вот рычаги вынуты.

Сначала смотрим более проблемный правый рычаг. Подшипники превратились в труху. Ось вся в глубоких кавернах. На замену.

Вот выработка крупным планом.

Затем очередь левого.

Этот чуть получше, но принимаем решение менять оба.

К счастью балка - труба не повреждена.

А ведь еще немного и наружные обоймы подшипников бы развалились и пришлось менять и трубу... но обошлось.

Привезли запчасти:

Новые оси.

И ремкомлекты, состоящие из подшипников, сальников и их упорных колец.

Далее дело пошло быстрее. Сперва перепрессовали оси.

Затем установили новые подшипники и собрали балку.

По времени это заняло почти весь день. Обошлось в 18500 руб. Дорого или дешево не знаю, но вообще перебрать многорычажную подвеску по полной программе на Фокусе или Мондео, на сколько я знаю, не дешевле. Если ошибаюсь, поправьте.

Ресурс этой конструкции около 100000 км. У меня все испортилось быстрее, полагаю из-за диспропорции времени и пробега. Машина не любит долгий простой.

После того, как выехал, испытал легкий шок. Ситроен поехал почти как на гидравлике))) И зачем я 3 месяца катался на телеге и думал, что вибрации от дороги свойство этого шасси?... Риторический вопрос. Теперь я понял, о чем подразумевал Роман, говоря о "бархатном" ходе Ксары.

И как всегда ложка дегтя. Положением торсионов можно менять высоту подвески. Я просил сделать чуть повыше, но возможно мастер ошибся, и высота осталась прежней. Фото после ремонта:

Несколько дней поезжу, попробую загрузить багажник, посмотрю. Может быть приеду, попрошу приподнять немного, когда балка свежеотремонтированная, это не сложно и не долго.

Спасибо за внимание.


21
Нравится!
Мне нравится!
9229
Комментарии56 Добавить комментарий
был 3 дня назад
НаCitroen DS4, Citroen DS516 ноября 2019 в 18:12

Сейчас, насколько понимаю, пежо/Ситроен таких балок не ставит. У меня всё проще устроено. Может и кондовее, но ремонтопригоднее.

+2
vandamme
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 18:16

Да, так и есть.

+1
НаRenault Megane16 ноября 2019 в 18:15

Тётя Сара молодцом!!! Очень жалею что на моём 307 не стоит именно эта подвеска...

А старой заботой машина ещё долгие годы будет тебя радовать!!!

+3
olegge
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 18:16

Спасибо Олег! Тете Саре передам твои слова, путь только попробует характер показать))))

+1
ap5
НаRenault Megane16 ноября 2019 в 18:17

Дык статус отношением быстрее твоя супруга будет характер показывать, мол к машине лучше чем ко мне:)))

+1
olegge
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 18:19

Неее она тоже Сарочку любит))) Ну, уважает точно!

+1
ap5
НаRenault Meganeизменен 16 ноября 2019 в 18:39

В ну раз так то все супер!

+1
olegge
16 ноября 2019 в 23:40
Очень жалею что на моём 307 не стоит именно эта подвеска...

эта подвеска дорога в ремонте и гремит как ведро когда убивается у тебя тоже самое по сути, только на сайлентблоках в десятки раз дешевле в обслуге а едет точно так же

-3
kazmunaigaz
НаRenault Meganeизменен 17 ноября 2019 в 00:14

Совершенно 2 разные подвески и сравнивать их ИМХО в корне не правильно. с огромным удовольствием заменил бы пружины на торсионы. А заменить раз в 100ткм подшипники даже превентивно это вообще не проблема. и кстати разница по езде просто огромна

+3
olegge
17 ноября 2019 в 00:20

в 206 такая же подвеска

гумно гумном

-7
kazmunaigaz
был 14 минут назад
НаPeugeot Partnerизменен 17 ноября 2019 в 06:41

Надо ездить на исправной, а не составлять мнение по убитой. Эта подвеска работает лучше многорычажек - как по демпфирования неровностей, так и на скоростной прямой или в поворотах.

Кстати, 206 считается наименее удачной машиной из всего семейства с торсионами. Она красивая и разошлась огромным тиражом, но по настройкам уже компромиссная - нет ощущения езды по рельсам, нет четкого "нуля" в рулевом. Именно про нее настройщик Пежо сказал: "между азартом и безопасностью сегодня мы выбираем последнее".

+4
kazmunaigaz
НаRenault Megane17 ноября 2019 в 08:43

Вот честно нравится мне такие без почвенные высказывания. А можно привести аргументы почему эта подвеска гуано? Так сказать обосновать свою позицию?

+2
olegge
изменен 17 ноября 2019 в 09:00

Потому что она гуано

Выше вам уже написали бредовую отговорку ПСА на этот счет

-6
kazmunaigaz
НаRenault Megane17 ноября 2019 в 09:10

Выше я не наблюдаю ничего что бы говорило о том что это гуано. Кроме того мне интересно именно ваше мнение и ваши доводы. Но как я погляжу вообще мнение сводится к «потому что она гуано», а с доводами ещё печальней, их просто нет. ИМХО торсионная подвеска имеет огромное количество достоинств и 2 недостатка. Достоинства:

Компактность

Надежность

Ездовые характеристики

Гибкость настройки (можно в любой момент поднять/опустить машину или сделать жёстче поперечный стабилизатор)

Недостатки:

Сравнительно трудоёмкий ремонт

Возможность убить саму балку если забить на неисправное подшипники

+3
olegge
17 ноября 2019 в 09:13

Если вы читаете но не понимаете смысла , то и писать вам в ответ такое же бессмысленное занятие

Хорошего дня

-7
olegge
был 14 минут назад
НаPeugeot Partner17 ноября 2019 в 09:30

Олег, каких аргументов ты ждёшь от человека, не отличающего зависимую балку от независимой подвески?

+3
roxman
17 ноября 2019 в 09:57
Комментарий скрыт: Комментарий не имеет отношения к обсуждаемой теме.

А ты упругий )))

-2
kazmunaigaz
был 14 минут назад
НаPeugeot Partnerизменен 17 ноября 2019 в 11:40

Как торсион!))

https://www.drive2.ru/b/1354600/ Вот тебе полная версия интервью с автором этих подвесок, где объясняется почему 206 едет не так по-хулигански как 306 или 405.

+1
roxman
17 ноября 2019 в 11:35
Комментарий скрыт: Комментарий не имеет отношения к обсуждаемой теме.

Торсион головного мозга

-2
kazmunaigaz
был 14 минут назад
НаPeugeot Partner17 ноября 2019 в 11:38

Просвещайся, мне не жалко! Развиваться никогда не поздно.

+4
roxman
НаRenault Megane17 ноября 2019 в 10:47

Аминь бро!

0
был 22 минуты назад
НаGeely Tugella, Toyota Town Ace16 ноября 2019 в 19:00

Это жеж Александр из cpclub. Если так то его работа как знак качества

+1
патолог
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 19:10

А ты как его узнал с тыла?)))

Работой я доволен, про знаки ничего не знал. И вообще как ни странно я про этот сервис первый раз узнал позвачера.

0
ap5
был 22 минуты назад
НаGeely Tugella, Toyota Town Ace16 ноября 2019 в 19:49

Так я не его узнал а его нору. Я там обслуживал сcrosser

+1
патолог
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 20:12

Да, нора неплоха. И делал мне машину именно он.

+1
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калинаизменен 16 ноября 2019 в 19:23

С интересом прочитал отзыв уважаемого автора. Сразу нахлынули воспоминания про мой самый первый автомобиль ЗАЗ-968А ("ушастый" Запорожец) 1981 г.в. Там похожая по конструктиву подвеска только передняя. Да, она очень компактна и проста по конструкции, только вместо подшипников качения там применялся более примитивный и дешевый вариант- подшипники скольжения, т.е. бронзовые втулки. Может быть именно поэтому передняя подвеска ЗАЗика была на редкость "дубовой". Вспоминаю, как эти самые втулки перепрессовывал на ремонтный размер, пересверливал лунки в торсионе для устранения родовой болезни Запорожцев - прогрессирующего отрицательного развала, не поддающегося регулировкам обычными способами.. Этот автомобиль был для меня так сказать настоящей школой ремонта: на нем практиковался варить и красить кузов, перебирать подвеску, двигатель , КПП и т.д. и т.п. Ну это так, к слову. Автору хочется только пожелать дальнейшей беспроблемной эксплуатации этого автомобиля. Хотя стоимость разового ремонта его автомобиля 18500 руб., меня, честно говоря, несколько шокировала, поскольку я на ремонты всех своих ВАЗиков потратил столько (пожалуй, даже меньше) примерно за последние 15 лет их ежедневной эксплуатации, (даже если привести цены с тех лет к нынешнему показателю). Как-то так. Причиной износа деталей на машине автора, я полагаю в том, что в этом узле, наверное надо периодически менять смазку, а он этого наверное, не делал никогда. В Запорожце это надо было делать регулярно, причем жидкой смазкой типа нигрола, нагнетать через пресс-масленки.

+4
bronik
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 20:08

Спасибо за пожелания!

Заменить там смазку штатно практически невозможно. То есть можно конечно, но надо все полностью разобрать. Тогда уж есть смысл заодно и подшипники поменять, они недорогие (в отличие от работы по разборке). Но есть другой вариант, нештатный. В Белорусии таких машин еще много и они практикуют врезку в балку 2-х пресс-масленок, каждая как раз посередине между наружным и внутренним подшипником с каждой стороны. Если регулярно смазывать их через пресс-масленки, подшипники будут почти вечными. Собираюсь сделать себе это ближе к лету. А пока хватит и той смазки, что была заложена при ремонте.

+3
ap5
НаВАЗ Vesta, ВАЗ Калина16 ноября 2019 в 20:22

Только вот хотел тоже самое посоветовать, но автор уже меня опередил. Я подобное делал на рулевых шарнирах классических Жигулей. сверлил сверлом 5 мм. отверстия в нижней заглушке, нарезал резьбу М6, Затем вкручивал пресс-масленку с аналогичной резьбой (она у меня была под углом 45 градусов) очень удобно было шприцевать крайние шарниры и загонял раз в год смазку ШРБ, затем выкручивал масленку и на ее место закручивал обычный болт М6х10 с гайкой (для контровки). Зато рулевое управление становилось куда более легким и рулевые шарниры становились практически вечными (проездил на них после доработки около 200 тыс. км. пока не продал машину). люфтов не наблюдалось. Только в случае Строена (судя по фото) туда загонять нужно будет большой объем смазки (ну это пожалуй, мелочи жизни) и сделать доработку желательно сразу, пока подшипники еще новые.

+3
bronik
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 20:25

Сразу не могу погода нелетная, до лета ничего не случится, тем более сальники новые пока. Объем умеренный, там не такое большое пространство между внутренней стенкой трубы-балки и воншней поверхностью оси. Думаю наоборот надо будет осторожно качать, чтобы сальник не выдавить наружу.

+1
был 3 дня назад
НаFord Mondeo16 ноября 2019 в 19:18

Машина - реальный француз) А в современных авто механика, зачастую, уступает место электронике, к сожалению. А чем это может быть чревато, мы знаем на примере авиации - Boeing 737 Max...

Причина износа, как мне видится, - попадание влаги?

+2
kiriss
был 3 дня назад
НаCitroen DS4, Citroen DS516 ноября 2019 в 19:35

При чем здесь электроника Боинга к торсионной балке Ксары?

+1
vandamme
был 3 дня назад
НаFord Mondeo17 ноября 2019 в 00:00

Ну тут погуглить можно, если интересно: MCAS.

0
kiriss
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C5изменен 16 ноября 2019 в 20:13

С Боином не все так просто... я бы не стал такие аналогии проводить, тем более что электроника внедряется почти во все сферы жизни и обычно успешно.

Изнашиваются на сколько я понимаю из-за попадания воды, песка и соли. В Европе эти узлы более долговечны. Планирую летом врезать туда пресс-масленки, выше подробно описал это дело.

+1
ap5
был 11 часов назад
16 ноября 2019 в 20:17

Масленки - отличная идея. На Волге помню многое шприцевалось, зато реже менять.

+2
valery g
17 ноября 2019 в 10:45

можно еще центральную схему смазки организовать !

Вывести кнопку в салон и просто ее нажимать

Бгггггг

Весь мир работал над тем чтоб облегчить жысь автомобилисту, и отправить масленки в прошлое. Но наш автомобилист таки поставит масленку в узел, который ходит 300 тыс .км

Браво )))

Это таллант

-4
был 14 минут назад
НаPeugeot Partnerизменен 16 ноября 2019 в 20:19

Говорят, тогдашний настройщик PSA Жан Боден считал, что задняя подвеска для управляемости гораздо важнее передней.

Эта схема с торсионами конечно уникальна по своим свойствам, но в то же время и архаична по конструкции. Если бы сегодня кто-то из производителей взялся за такую схему - её можно было бы сильно упростить при сохранении общих принципов работы. Продольный рычаг, подшипники вместо сайлентблоков и поворотная опора в основании рычага (можно и без нее). Вместо дорогих в производстве торсионов вполне сгодятся и пружины, на многих английских и итальянских машинах раньше стояло что-то подобное.

18тр раз в 100 тысяч км - ерунда по современным меркам, столько стоит замена пары оригинальных рычагов на любой современной иномарке.

Некоторые считают, что вместо штатных подшипников надо ставить МАЗовские. Имхо - подшипники разрушает вода, попавшая через старые сальники, а размер никак не влияет на их ресурс. Сами они не испытывают никаких нагрузок, вектор удара от дороги проходит в стороне от их оси. Их задача - только обеспечить вращение рычага.

+5
roxman
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C5изменен 16 ноября 2019 в 20:20

Спасибо, Роман, интересная информация.

+1
ap5
был 14 минут назад
НаPeugeot Partnerизменен 16 ноября 2019 в 20:35

Не за что). А вот тут упоминают некоторые высказывания мусье Бодена https://www.kommersant.ru/doc/2205250 ,оказывается сейчас он увлёкся мотоциклами.

Один из вариантов работы продольного рычага без торсионов:

+4
roxman
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 20:41

Круто. И принцип сохранен и ремонт не такой муторный.

+1
ap5
был 14 минут назад
НаPeugeot Partner16 ноября 2019 в 21:56

Да, интересная схема, но вряд ли кто-то стал бы производить её серийно.

А что-то вроде этого можно было бы внедрить вместо полузависимой балки современных Пыжей и Ситроенов. Только сайленты заменить на подшипники.

Подруливание конечно тут не реализовать (стабилизатор не даст), зато останется главное преимущество продольного рычага - стабильность на траектории. При этом повысился бы комфорт, исчезло "козление" на стыках и снизились неподрессоренные массы.

+2
НаMazda 3, Ford Mondeoизменен 16 ноября 2019 в 20:17

На первом фокусе он был 04г Всеволожский 1.6, 98 л.с, 8 клапанник , в 2010 перебрал всю заднюю многорычажку + развал, ставил лемфердер, по деньгам 13 все вместе запчасти + работа. Если сейчас у Мондео будет, когда нибудь выйдет не меньше 18 это точно, если ставить норм запчасти.

+1
kostya88
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C516 ноября 2019 в 20:20

Да, я так и понял, нормальная переборка задней многорычажки тыщ на 15-25 выйдет легко.

+2
НаVolkswagen Golf, Volkswagen Jetta17 ноября 2019 в 07:10

Всегда интересны оригинальные решения, но вот ресурс маловат конечно. В заднюю подвеску лучше бы до 200ткм не лазить хотя бы.

+2
ewgenius
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C517 ноября 2019 в 13:37

200 это наверное больше для полунезависимой подвески в котооой ломаться нечему...

Кстати в тепличных европейских условиях торсионные балки так и ходят.

0
был 49 минут назад
НаHaval H9, Peugeot 400817 ноября 2019 в 08:21

Тетя Сара молодец! Реально, за 100 тысяч пробега попросить 18 тр- рядовое ТО больше стоит.

Желаю и впредь только плановых заездов на сервис, чтоб было время подумать - куда, в Арзамас или Минск..)

+1
topguns
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C517 ноября 2019 в 12:12

Спасибо!

+1
был 2 месяца назад
17 ноября 2019 в 10:39

Не стоит поднимать зад выше. У Ксары кузов должное быть именно как у вас, когда издалека задние арки чуть прикрывают колесо, а в реальности можно просунуть руку между верхом колеса и краем арки. Если перещёлкните торсион выше, это будет колхозно смотреться

+1
amok
был 14 минут назад
НаPeugeot Partner17 ноября 2019 в 11:43

Привет! Мне кажется, надо смотреть на загруженной машине. Если колесо сильно уходит в арку - можно перещёлкнуть на 1-2 деления, если нет - оставить как есть. Насколько я помню, один зубец даёт прирост клиренса 2-2.5см.

+3
roxman
был 2 месяца назад
17 ноября 2019 в 13:06

просто у Ксары зад с завода как будто в багажнике лежит 2 мешка цемента - он чуть приопущен относительно переда. Тут важно не стараться делать такое же положение в арке заднего колеса как и переднего. Но судя по посту ниже зад действительно низковат

+2
amok
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C517 ноября 2019 в 12:15

Покатаюсь, посмотрю. Вообще низковато все же...

На фото умеренно загруженный багажник + 1 человек и 2 собаки

+3
ap5
был 2 месяца назад
17 ноября 2019 в 13:07

Да, здесь уже кажется что зад все же низковатый посажен

+3
был день назад
НаVolkswagen Polo, Opel Corsa17 ноября 2019 в 14:08

Что то дорого за такой авто .

0
s1stem
был 2 месяца назад
17 ноября 2019 в 15:20

Как раз таки за такой и не жалко, поскольку таких машин у нас уже не будет

+3
s1stem
был 8 часов назад
НаCitroen Xsara, Citroen C517 ноября 2019 в 16:13

Могу только посочувствовать, что тебе это дороговато)

+5
ap5
был день назад
НаVolkswagen Polo, Opel Corsa19 ноября 2019 в 10:21

Это не мне дорого , а дорого в целом за такую старую машину.

-1
s1stem
был 14 минут назад
НаPeugeot Partnerизменен 19 ноября 2019 в 14:49

Если бы эта старая машина не пребывала в таком прекрасном состоянии - вряд ли была бы куплена за такую цену. С учётом состояния и долговечных агрегатов вложения в неё вполне оправданы.

+2
Добавить комментарий